Уникальный древнегреческий терракотовый рельеф со сценой «Несения Диониса» с Таманского полуострова

В собрании Государственного Исторического музея хранится уникальный памятник античного искусства с Таманского полуострова – терракотовый рельеф с изображением «несения Диониса». Долгое время рельеф, находясь во фрагментарном состоянии в хранилищах Исторического музея, оставался неопубликованным, и только недавно он был представлен в серии наших публикаций научной общественности, вызвав множество откликов и комментариев.

Рельеф выполнен на полой керамической плите и представляет собой изображение двух мужчин (актеров?), несущих Диониса. Оба персонажа одеты в короткие хитоны, из под которых отчетливо видны опущенные вниз фаллы. Левый изображен идущим влево, с широко расставленными ногами. При этом его правая нога полусогнута и показана в профиль, а левая диагонально вытянута и изображена в три четверти. Туловище сатира также дано в три четверти, а голова – фронтально. Лицо сатира с большими ушами, широко открытыми глазами, мясистым носом и немного приоткрытым ртом с толстыми губами обрамлено волосами, усами и длинной клиновидной бородой; голову венчает диадема. Сохранилась раскраска лица персонажа – черная (усы и борода), розовая (губы) и местами – белая.

Второй сатир, с оттопыренным, явно ненатуральным левым ухом, одетый в маску актера трагедии или древней комедии, изображен стоящим, ноги изображены в профиль, при этом левая нога изображена в три четверти, открывая стопу. В отличие от первого персонажа, его живот и часть груди открыты зрителям. Большая часть широкого лица утрачена, отчетливо видна лишь крупная левая глазная впадина. Частично сохранилась клиновидная борода с остатками коричневой краски. Правый сатир (возможно, более старый, чем его напарник) лыс, лишь вдоль ушей можно проследить пряди волос. Оба персонажа босы.

Мужчины держат на скрещенных руках (правый актер сжимает кистью правой руки свое левое предплечье) сидящую фигуру человека или его изображение (по всей видимости, Диониса). Сидящий задрапирован в длинный гиматий, скрывающий его ноги. Из под плаща видны ступни ног. Левая рука, до кисти закрытая складками одеяния, лежит между коленями, правой сидящий обнимает за плечо левого сатира (этот жест полностью исключает предположение, что сидящий – статуарное изображение).

Максимальные размеры плиты – основания рельефа: 65,8 х 37,1 см, толщина ее боковой грани – 2,7 – 3,0 см. Максимальная высота рельефа составляет 8,5 см.

Этот уникальный памятник происходит из раскопок городища, расположенного на северо-восточной окраине современного поселка Сенной и отожествляемого с античными Кепами. Рельеф был найден в 1967 году в ходе работ Таманской археологической экспедиции ИА АН СССР под руководством Н.И. Сокольского в разбитом состоянии в мусорном сбросе, заполнявшем цистерну винодельни римского времени. Автор в отчете о раскопках так охарактеризовал эту находку: «…лучшая находка сезона – разбитый на части большой терракотовый рельеф, изображающий двух силенов в полный рост, несущих на руках задрапированную женскую фигуру (богиню). Части рельефа найдены на различной глубине (на дне и на высоте 0,80 м от дна); это свидетельствует, что ранее разбитый рельеф попал в цистерну вместе с грунтовой засыпкой, произведенной единовременно».

Одной из особенностей композиции рельефа является центральная, сидящая на плечах фигура. Она выполнена в более высоком рельефе и детали ее проработаны четче, тогда как фигуры стоящих сатиров трактованы более суммарно. Кроме того, сидящий на руках сатиров персонаж не имеет столь легкомысленных одеяний, что, вероятно, говорит о его более высокой иерархической позиции. К сожалению, верхняя часть фигуры с головой и верхней частью груди не сохранилась, что не дает возможности ее уверенно атрибутировать. Хотя автор раскопок, Н.И. Сокольский, в отчете отмечал, что силены несут на руках «задрапированную женскую фигуру (богиню)», внимательное рассмотрение рельефа позволяет сделать иной вывод. Подтверждением того, что перед нами мужское изображение, является приоткрытая правая часть груди персонажа. Даже несмотря на то что эта часть рельефа сохранилась не полностью, очевидно, что грудь – мужская. Остаток же локона прически на правом плече фигуры позволяет предположить, что перед нами изображение Диониса, хорошо известное в античной иконографии.

Фигуры несущих мужчин переданы мастером более суммарно. Бросается в глаза гротескность самого изображения (нарочито выпученный живот правого сатира, маски и в первую очередь искусственные фаллы, подчеркнуто подвешенные поверх штанов). Позы стоящих персонажей очень искусственны и неестественны. Это говорит о том, что перед нами мужчины, одетые в маски актеров трагедии или древней комедии.

Таким образом, композиция, по нашему мнению, изображает двух актеров в масках силенов или сатиров, несущих на своих плечах актера в роли Диониса. Нельзя исключить, что на терракотовом рельефе представлен момент театрального представления в честь Диониса, поскольку в несении участвуют актеры. Известно огромное число фаллических изображений сатиров и силенов. Хорошо известно, что в играх сатиров участвовали фаллические персонажи, но при этом сатиры представлялись обнаженными, а не одетыми. В нашем случае это может быть дополнительным аргументом в пользу того, что представленные персонажи являются именно актерами, которые, как известно, во время сатирических представлений могли прикреплять поверх одежды фалл.

Еще одна важная особенность памятника – голова сидящего персонажа выходит за верхнюю границу рельефа. Это наводит на мысль о том, что, что он являлся частью составной композиции из нескольких изображений, связанных единой тематикой. Правда, надо заметить, что никаких элементов крепежа (отверстий, пазов и др.) на плите основания нет. Единственно возможным методом крепления могло быть размещение его в раме или в нише (эдикуле) стены какого-либо общественного сооружения

Аналогий этому рельефу не известно не только на территории Северного Причерноморья, но и по всей античной Ойкумене. Единственной близкой по сюжету находкой является небольшая терракотовая композиция из Керчи, также хранящаяся в Историческом музее. Она представляет собой двух актеров, несущих Диониса. Мужчины в колпаках, масках и кафтанах, скрепленных на груди бляшкой, стоят, слегка согнув ноги, под тяжестью сидящего человека, руками поддерживая его под колени. Божество в длинном хитоне и гиматии, спадающем на колени, сидит на плечах мужчин, стоящих по обе стороны от него. Голова сидящего и ступни носильщиков утрачены. Сохранившаяся высота пластины – 13,2 см; ширина – 11,4 см.

Попытки обнаружить какие-либо аналоги нашему рельефу среди архитектурной терракоты Италии, Греции, Малой Азии и Северного Причерноморья не увенчались успехом. Определенные общие черты имеются с известными терракотовыми скульптурными композициями.

Назвать точную дату изготовления рельефа пока представляется затруднительным, но аналогии изображениям сатиров и общая хронология расцвета греческой архитектурной терракоты и терракотовой скульптуры крупных форм уводят нас в эпоху расцвета античного искусства IV в. до н.э.

Некоторая архаичность образов (в нашем случае – сатиров) также является характерной чертой искусства эпохи поздней классики. Не вызывает сомнений, что публикуемый рельеф – не массовая ремесленная продукция, а высококлассное произведение искусства, изготовленное квалифицированным коропластом на заказ.  Точно говорить о месте изготовления рельефа пока сложно, но стилистика изображения, отсутствие каких бы то ни было параллелей, кроме упомянутой выше терракотовой композиции из Керчи и анализ глины, из которой он изготовлен, позволяют предположить с высокой долей вероятности, его боспорское происхождение.

По всей видимости, это уникальный памятник античного искусства из собрания Исторического музея не только лишний раз свидетельствует о популярности образа Диониса в Боспорском царстве, но и позволяет приоткрыть завесу над историей театральных постановок в античном Северном Причерноморье, о которых нам пока не так много известно.

Авторы — Георгий Ломтадзе, Денис Журавлев, хранители античной коллекции