Вторая половина ХIХ — начало ХХ в. — время расцвета отечественного искусства на фоне значительных стилевых перемен в искусстве европейском.
Одним из лидеров московской ювелирной школы в это время стала фирма Павла Овчинникова, человека необычной для нового класса промышленников России судьбы. В отличие от других владельцев фирм — И. Сазикова, К. Фаберже, И. Хлебникова и других — он не был продолжателем семейного дела, а сам стал его основателем. Павел Акимович родился в 1830 г. в селе Суханово Московской губернии, в поместье князей Волконских. Князь П.М. Волконский, обнаружив «расторопность и понятливость» крепостного мальчика, его склонность к рисованию, для «систематического развития художественных способностей» отправил его в Москву, в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, где Павел прошел путь от ученика до золотых дел мастера.
Незаурядный художественный талант, духовная зрелость помогли Овчинникову освободиться от крепостной зависимости. В 1850 г. он женился и на тысячу рублей приданого жены в 1851 г. основал собственное дело — мастерскую. В 1853 г. он открыл уже фабрику по производству золотых и серебряных изделий — в Москве, на Таганке, в 1-м Гончарном переулке, в доме Лежнева. Годовой оборот предприятия в том же году составил 25 тысяч рублей, а уже в 1854—1855 гг. вырос до полутора миллионов рублей. На фабрике были мастерские по специальностям: 1) художественно-техническая или рисовальная, скульптурная, чертежная и живописная по эмали; 2) чеканная; 3) гравировальная; 4) эмальерная; 5) монтировочная; 6) токарная; 7) позолотная, посредством гальванизации; 8) кузнечная.
Вспоминая свое обучение в течение восьми лет, Овчинников писал:
«Я сам прошел эту школу рабочего, труда и лишения, но, тем не менее, поставил свою фабрику на ту высоту, которую она занимает в настоящее время».
Овчинников стремился сделать условия труда на своем предприятии наиболее благоприятными, взаимовыгодными для рабочего и работодателя. Постоянно на фабрике трудились от 130 до 300 мастеров — с ними заключался письменный договор на год или более, определялись жалование, распорядок работы. Ювелир также считал необходимым, чтобы «каждое лицо» его мастерской имело не только профессиональные технические навыки, но и «некоторую степень художественной подготовки», и с этой целью организовал воскресную рисовальную школу для своих рабочих.
В 1867 г. в Набилковском доме призрения сирот он открыл «классы технического рисования, скульптуры и чеканного искусства в применении к металлическому делопроизводству», лично их финансировал и содержал, следил за качеством образования; воспитанники проходили практику на его фабрике и по окончании обучения становились квалифицированными специалистами. Павел Овчинников был превосходным хозяином. Он заботился не только о своих мастерах, о подготовке будущих работников, но и о судьбе всей отечественной промышленности и даже русского искусства. В периоды кризисов (как во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., участником которой был его сын Михаил) главным для себя П. Овчинников считал сохранение производства и мастеров.
С целью «поднять духовные силы рабочих, обновить их притоком здравых и честных идей» в 1871 г. Овчинников организовал при фабрике профессиональное учебное заведение для подготовки ювелиров на 130 человек; в обучение, которое длилось шесть лет, брали мальчиков в возрасте от 5 до 6 лет.
«Учредив при фабрике моей школу, я поставил себе задачею образовать мастеров по серебряному делу с необходимыми для последних элементарными художественными и практическими знаниями… с общим начальным образованием».
К главному фабричному корпусу было пристроено отдельное двухэтажное здание. Учебный курс состоял из двух отделений — ремесленно-технического (технические дисциплины, золотое и серебряное дело, черчение, рисование, лепка из глины и воска, каллиграфия) и общеобразовательного (закон Божий, русский язык, арифметика, начальная геометрия, география, гимнастика). Большое внимание уделялось духовному пению. Школьный хор из 35 учеников был хорошо известен среди московских любителей и знатоков духовного пения, пел в церкви Воскресения Христова в Гончарах, участвовал в общем хоре на Красной площади во время коронации Александра III.
Результаты такой кадровой политики превзошли все ожидания. «Почти все обучавшиеся в школе окончили с успехом полный курс учения, удостоены аттестатов Совета». Школа Овчинникова подготовила прекрасных мастеров серебряного дела: чеканщиков, эмальеров, сканщиков, резчиков и даже художников-модельеров. Судя по отчету о московской выставке 1882 года, «выставленные предметы, относящиеся к лепке из глины и письму по эмали, а также рисунки, композиции, живописные эмалевые, лепные из глины вещи самих учеников» были отмечены серебряной медалью.
Прошло около десяти лет после открытия фабрики, прежде чем сформировался «узнаваемый стиль Овчинникова», ориентированный главным образом на национальные корни ювелирного искусства, с безупречно высоким качеством исполнения серебряных и золотых изделий.
Изделия Павла Овчинникова, одного из основоположников московской школы русского золотого и серебряного дела периода царствований Александра II, Александра III и Николая II, занимают в собрании ГИМ особое место. Фирма была гордостью отечественного искусства, ее произведения демонстрировались на всероссийских и всемирных выставках, эксперты их отмечали высшими наградами за истинно национальные, оригинальные художественные формы, утверждающие лидерство русского ювелирного искусства. Коллекция изделий Овчинникова в отделе драгоценных металлов ГИМ насчитывает более 150 предметов — это художественные произведения, как светские, так и церковные, и массовая продукция.
Овчинников был не только искусным золотых и серебряных дел мастером, но и погруженным в «стихию» современного искусства художником, идейным вдохновителем создания целого ряда оригинальных произведений. Авторами его моделей были лучшие скульпторы, архитекторы, идеологи «национального, государственного» искусства второй половины ХIХ в. — И. Монигетти, И. Борников, А. Обер, В. Гартман, А. Опекушин, Е. Лансере, М. Микешин, А. Жуковский, Д. Чичагов, В. Бровский, А. Захаров, С. Комаров, Л. Даль, Ф. Харламов, В. Васнецов, Н. Султанов. Творческое сотрудничество предполагало и общность мировоззрения, духовную и культурную близость, единый взгляд на цели и задачи искусства.
Большие заслуги перед отечественной промышленностью и искусством, участие в общественной и культурной жизни первопрестольной столицы позволили П. Овчинникову стать кавалером семи российских орденов (от Св. Станислава 2-й степени до Св. Владимира 3-й степени). Он был почетным потомственным гражданином Москвы, гласным Московской городской думы, мануфактур-советником, членом Купеческой управы и Московского биржевого комитета.
Наследие фирмы Павла Овчинникова бережно сохраняется в музеях и частных коллекциях России, Европы, Америки. Сегодня одна из улиц Москвы носит имя великого ювелира — это Овчинниковская набережная, протянувшаяся от Яузского до Краснохолмского моста. Там, на Таганке, на земляном откосе (набережной в те годы не было) размещалась сначала ювелирная мастерская, а потом фабрика Овчинниковых.
Автор: Смородинова Г. Г. — старший научный сотрудник отдела драгоценных металлов ГИМ