Владельческий знак — волшебный ключ к изучению предметов — Блог Исторического музея

Владельческий знак — волшебный ключ к изучению предметов

В коллекции «Мода» Исторического музея хранится несколько листов из серии «Costumes historiques de ville ou de théâtre et travestissements». На листах изображены дамы и кавалеры в красочных маскарадных костюмах. Маскарадные образы выполнены в технике литографии и раскрашены акварелью. Автором литографий является знаменитый французский художник Поль Гаварни (1804-1866), широко прославившийся как график и карикатурист.

П. Гаварни. Женский маскарадный костюм пажа. Лист из серии «Costumes historiques deville ou de théâtre et travestissements» Париж, 1831 – 1839 гг.
П. Гаварни. Женский маскарадный костюм пажа. Лист из серии «Costumes historiques de ville ou de théâtre et travestissements»
Париж, 1831 – 1839 гг.
П. Гаварни. Маскарадный костюм крестьянки. Лист из серии «Costumes historiques deville ou de théâtre et travestissements» Париж, 1831 – 1839 гг.
П. Гаварни. Маскарадный костюм крестьянки. Лист из серии «Costumes historiques de ville ou de théâtre et travestissements»
Париж, 1831 – 1839 гг.

В силу различных обстоятельств сведения о том, кто был владельцем предметов и откуда они поступили, были утрачены. Как установить, из какой коллекции эти литографии попали в собрание Исторического музея?

П. Гаварни. Женский маскарадный костюм гонца. Лист из серии «Costumes historiquesde ville ou de théâtre et travestissements» Париж, 1831 – 1839 гг.
П. Гаварни. Женский маскарадный костюм гонца. Лист из серии «Costumes historiques de ville ou de théâtre et travestissements»
Париж, 1831 – 1839 гг.
П. Гаварни. Женский маскарадный костюм гвардейца. Лист из серии «Costumeshistoriques de ville ou de théâtre et travestissements» Париж, 1831 – 1839 гг.
П. Гаварни. Женский маскарадный костюм гвардейца. Лист из серии «Costumes
historiques de ville ou de théâtre et travestissements»
Париж, 1831 – 1839 гг.

Никаких дарственных надписей или иных помет на оборотах литографированных картинок нет. Эти листы объединяет то, что под каждым изображением фигуры в маскарадном костюме в нижней части листа стоит владельческий знак в виде княжеской короны и помещенных под ней трех латинских букв «P. P. W.», написанных готическим шрифтом.

Владельческий знак П.М.Волконского
Владельческий знак

Владельческий (коллекционерский) знак — это печать, помета, ярлык, свидетельствующий о принадлежности произведения владельцу. Владельческие знаки могут быть как печатными, так и рукописными. Понятие «владельческий знак» имеет ряд синонимов, таких как «клеймо», «владельческий штамп», «книжный штемпель», «коллекционная печатка» и др. В XIX веке в России и Европе специалистами стали составляться описания и справочники владельческих знаков. Свои владельческие знаки имели такие знаменитые коллекционеры как А. Я. Лобанов-Ростовский, С. Н. Казнаков, К. В. Нарышкин и др. Владельческий знак может содержать в себе монограммы, инициалы, геральдические элементы, цифры.

Московский экономист, писатель и коллекционер, увлекавшийся гравюрой, Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) писал, что владельческие знаки

«так же как и ex libris’ы на книгах, указывают на пребывание ее (гравюры) в том или ином собрании, бросают свет на часто замысловатую биографию листа и подымают стоимость его..» (Чаянов А. В. Старая западная гравюра. М., 1926, с.29)

Согласно справочнику, составленному в 2003 году сотрудниками Государственного Русского музея, владельческий знак «P. P. W.» свидетельствует о том, что данные произведения принадлежали князю Петру Михайловичу Волконскому (1776-1852).

Портрет Петра Михайловича Волконского (1776-1852)Гравюра Томаса Райта по оригиналу Джордж Доу Лондон, 1823 г.
Портрет Петра Михайловича Волконского (1776-1852)
Гравюра Томаса Райта по оригиналу Джорджа Доу
Лондон, 1823 г.

Светлейший князь Петр Михайлович Волконский прежде всего знаменит как военный и общественный деятель, адъютант Великого князя Александра Павловича, участник Отечественной войны 1812 года и сражения под Аустерлицем, министр императорского двора и уделов.

Волконский был самозабвенным библиофилом, его библиотека насчитывала около 4000 томов. Помимо книг П. М. Волконский собирал также гравюры и литографии. Ряд графических произведений хранится ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге. У князя было три владельческих знака, в двух из них использовались латинские буквы: «К. П. В.», «P. P. W.» и «P. P. V.».

П. Гаварни. Маскарадный костюм субретки. Лист из серии «Costumes historiques de villeou de théâtre et travestissements» Париж, 1831 – 1839 гг.
П. Гаварни. Маскарадный костюм субретки. Лист из серии «Costumes historiques de ville ou de théâtre et travestissements»
Париж, 1831 – 1839 гг.

Если учесть, что литографированные изображения происходят из коллекции П. М. Волконского, то можно предположить, что данные предметы могли поступить в музей в 1920-х гг. из библиотеки князя в усадьбе Суханово, родовом имении Волконских в Подольском уезде Московской губернии.

Суханово. Усадьба Волконских. Дворец со стороны паркаГелиотипия М. Гнуни по оригиналу И. Хорошилова 1914 г.
Суханово. Усадьба Волконских. Дворец со стороны парка
Гелиотипия М. Гнуни по оригиналу И. Хорошилова
1914 г.

Владельческий знак «P. P. W.» позволил узнать то, что красочные литографии П. Гаварни, хранящиеся ныне в фонде «Мода» Исторического музея, происходят из коллекции знаменитого общественного деятеля и библиофила Петра Михайловича Волконского. Сегодня владельческие знаки очень важны для собирателей гравюр и литографий и для музейных хранителей, так как позволяют определить прежнего владельца и коллекцию.

Библиография:
Власова О. В., Балашова Е. А. Владельческие знаки на гравюрах и литографиях На материале отдела гравюры Государственного Русского музея. СПб, Дмитрий Буланин, 2003.
Голлербах Э. Коллекционерский знак// Советский коллекционер, 1931, № 7, с.185-189.
Книжные знаки библиотек участников Отечественной войны 1812 года. Из коллекции Центральной универсальной научной библиотеки имени Н. А. Некрасова; сост. А. Ю. Шавырина, С. В. Миронова, Е. В. Коршунова. М., 2011.
Чаянов А. В. Старая западная гравюра. М., 1926.
Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах исторической библиотеки/ Сост. В. В. Кожухова. М.,2001.