В коллекции «Мода» Исторического музея хранится несколько листов из серии «Costumes historiques de ville ou de théâtre et travestissements». На листах изображены дамы и кавалеры в красочных маскарадных костюмах. Маскарадные образы выполнены в технике литографии и раскрашены акварелью. Автором литографий является знаменитый французский художник Поль Гаварни (1804-1866), широко прославившийся как график и карикатурист.
В силу различных обстоятельств сведения о том, кто был владельцем предметов и откуда они поступили, были утрачены. Как установить, из какой коллекции эти литографии попали в собрание Исторического музея?
Никаких дарственных надписей или иных помет на оборотах литографированных картинок нет. Эти листы объединяет то, что под каждым изображением фигуры в маскарадном костюме в нижней части листа стоит владельческий знак в виде княжеской короны и помещенных под ней трех латинских букв «P. P. W.», написанных готическим шрифтом.
Владельческий (коллекционерский) знак — это печать, помета, ярлык, свидетельствующий о принадлежности произведения владельцу. Владельческие знаки могут быть как печатными, так и рукописными. Понятие «владельческий знак» имеет ряд синонимов, таких как «клеймо», «владельческий штамп», «книжный штемпель», «коллекционная печатка» и др. В XIX веке в России и Европе специалистами стали составляться описания и справочники владельческих знаков. Свои владельческие знаки имели такие знаменитые коллекционеры как А. Я. Лобанов-Ростовский, С. Н. Казнаков, К. В. Нарышкин и др. Владельческий знак может содержать в себе монограммы, инициалы, геральдические элементы, цифры.
Московский экономист, писатель и коллекционер, увлекавшийся гравюрой, Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) писал, что владельческие знаки
«так же как и ex libris’ы на книгах, указывают на пребывание ее (гравюры) в том или ином собрании, бросают свет на часто замысловатую биографию листа и подымают стоимость его..» (Чаянов А. В. Старая западная гравюра. М., 1926, с.29)
Согласно справочнику, составленному в 2003 году сотрудниками Государственного Русского музея, владельческий знак «P. P. W.» свидетельствует о том, что данные произведения принадлежали князю Петру Михайловичу Волконскому (1776-1852).
Светлейший князь Петр Михайлович Волконский прежде всего знаменит как военный и общественный деятель, адъютант Великого князя Александра Павловича, участник Отечественной войны 1812 года и сражения под Аустерлицем, министр императорского двора и уделов.
Волконский был самозабвенным библиофилом, его библиотека насчитывала около 4000 томов. Помимо книг П. М. Волконский собирал также гравюры и литографии. Ряд графических произведений хранится ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге. У князя было три владельческих знака, в двух из них использовались латинские буквы: «К. П. В.», «P. P. W.» и «P. P. V.».
Если учесть, что литографированные изображения происходят из коллекции П. М. Волконского, то можно предположить, что данные предметы могли поступить в музей в 1920-х гг. из библиотеки князя в усадьбе Суханово, родовом имении Волконских в Подольском уезде Московской губернии.
Владельческий знак «P. P. W.» позволил узнать то, что красочные литографии П. Гаварни, хранящиеся ныне в фонде «Мода» Исторического музея, происходят из коллекции знаменитого общественного деятеля и библиофила Петра Михайловича Волконского. Сегодня владельческие знаки очень важны для собирателей гравюр и литографий и для музейных хранителей, так как позволяют определить прежнего владельца и коллекцию.
Библиография:
Власова О. В., Балашова Е. А. Владельческие знаки на гравюрах и литографиях На материале отдела гравюры Государственного Русского музея. СПб, Дмитрий Буланин, 2003.
Голлербах Э. Коллекционерский знак// Советский коллекционер, 1931, № 7, с.185-189.
Книжные знаки библиотек участников Отечественной войны 1812 года. Из коллекции Центральной универсальной научной библиотеки имени Н. А. Некрасова; сост. А. Ю. Шавырина, С. В. Миронова, Е. В. Коршунова. М., 2011.
Чаянов А. В. Старая западная гравюра. М., 1926.
Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах исторической библиотеки/ Сост. В. В. Кожухова. М.,2001.