«Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года» называется по имени составителя, А.Т. Князева (1722–1792) – известного российского геральдиста. О происхождении Анисима Титовича известно мало. По версии, которую рассказывал он сам, его предки были дворянами и служили в Костроме, но специалисты придерживаются мнения, что они были пушкарями, а отец состоял в купеческом звании.
Благодаря своему трудолюбию и упорству Князев сделал хорошую карьеру. С 1741 г. он работал в Вотчинной коллегии, где «собрал и списал более 50-ти тысяч тетрадей из Писцовых и Межевых книг», и был переведен в Главную межевую канцелярию в Санкт-Петербурге. Там его работу отметил генерал-прокурор Александр Алексеевич Вяземский, который сыграл большую роль в его дальнейшей карьере: благодаря, в том числе, и его поддержке Анисим Титович дослужился до чина статского советника. Императрица Екатерина II давала Князеву личные поручения: например, он разбирал бумаги ее умершего статс-секретаря, Г.В. Козицкого. А.Т. Князев был знаком со многими известными людьми: А.Т. Болотовым, знаменитым мемуаристом и писателем, Г.Р. Державиным, выдающимся поэтом, И.Г. Рахманиновым, издателем и переводчиком и др.
Как же Анисим Титович, не имея никакого отношения к геральдике, создал свой гербовник?
В одном из писем А.А. Вяземский писал Князеву: «Ее Императорское Величество Высочайше указать соизволила, чтобы сделали реестр по алфавиту имен всех фамилий с объяснением, откуда каждый род происходит … Сие известие нужно для любопытного сведения Ее Величества, откуда каждая фамилия имеет свое начало, то есть из какой нации?». С этого момента Князев стал трудиться в Разрядном архиве, составляя списки фамилий по указанию императрицы и разыскивая доказательства родов на дворянство: поколенные росписи родов, предоставленные в Палату родословных дел в конце XVII в. и документы из Бархатной книги 1687 г. Во время своих исследований, среди многочисленных бумаг Анисим Титович находил зарисовки гербов. Эти находки подтолкнули его к созданию труда, который стал первым в России «Гербовником» дворянских фамилий.
О проделанной работе в Разрядном архиве А.Т. Князев отчитался в письме Екатерине II, где подчеркнул, что при подаче родословных в Палату родословных дел были представлены гербы «от самомалейшей части дворянских родов» (не больше 18). Ни у кого из этих дворян не имелось доказательств, что герб действительно принадлежит семье и достался от предков, никакой герб не имеет высочайшего утверждения.
Благодаря тому, что Князев был лично знаком со многими дворянами, он собрал гербы, которые использовались на перстнях-печатках, и включил их изображения в гербовник. В результате было зарегистрировано 527 гербов 377 родов. У некоторых фамилий имелось несколько печатей с гербами: например, печать жены и печать мужа (как у Витовтовых). У князей Волконских было пять гербовых печатей. Герб с одной из них был впоследствии высочайше утвержден императором Павлом I.
В 1785 г. рукопись под названием – «Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширныя Российския Империи: частно-снятые с печатей и приведенное в алфабетной порядок» А.Т. Князев преподнес императрице. Впоследствии Екатерина II передала ее князю Г.А. Потемкину. После его смерти в 1791 г. гербовник хранился сначала в Новороссийске, в ведомстве Приказа общественного призрения, а потом вошел в состав библиотеки Казанского университета. До 1882 г., когда впервые он был упомянут историком, археологом и этнографом А.И. Артемьевым, который изучал рукописи университета, о нем никто не вспоминал.
И лишь в 1912 г. в Санкт-Петербурге «Гербовник А.Т. Князева» был издан известным ученым-искусствоведом и генеалогом С.Н. Тройницким (1882–1948) в учрежденной им типографии «Сириус». К изданию Сергей Николаевич написал предисловие, в котором восхищается красотой рукописи и с сожалением отмечает, что полное и точное ее воспроизведение потребовало бы больших затрат. В книге помещено лишь несколько фотовоспроизведений: оглавление, посвящение императрице Екатерине II и одна страница текста с изображением печатей. Все гербы в рукописи Князева раскрашены акварелью и гуашью, издание же 1912 г. черно-белое, поэтому Тройницкий скрупулезно перечислил оригинальные цвета в скобках под иллюстрациями, указав, что раскраска тех гербов, которые изначально не были цветными, выполнена Князевым произвольно. Тираж «Гербовника» составил 400 экземпляров.
В издании каждый герб, даже если в рукописи он отмечен только фамилией владельца и не содержит пояснений, сопровождается подробным описанием. Для удобства читателя каждая страница разделена на два столбца: справа дан точно воспроизведенный герб, слева — текст комментариев. Тройницкий сравнил гербы из рукописи А.Т. Князева с гербами из «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи» (СПб., 1799–1840) утвержденными императором Павлом I. Для сопоставления уменьшенные изображения этих гербов помещены в текст краткой биографической справки о владельце. Описания гербов некоторых известных дворянских фамилий (Путятины, Нащокины) сопровождаются еще и изображениями гербовых печатей из труда Ф. А. Бюлера «Снимки древних русских печатей государственных, царских, областных, городских, присутственных мест и частных лиц» (М., 1880). Многие гербы из рукописи Князева не имеют ничего общего с высочайше утвержденными, есть и те, что сильно искажены. Причина в том, что печати, не зафиксированные в официальных юридических документах, не имели четко закрепленного вида и могли меняться с течением времени. Некоторые дворяне самовольно придумывали сюжеты и историю получения печатей, приписывая своим предкам несуществующие заслуги. Некоторые гербы были ошибочно отнесены Князевым к двум родам сразу или перепутаны местами. Опечатки, замеченные в подлиннике, Тройницкий отметил на последней странице издания.
В отделе книжного фонда Исторического музея хранится три экземпляра «Гербовника Анисима Титовича Князева 1785 года» (СПб., 1912). Один из них принадлежал известному русскому генеалогу Леониду Михайловичу Савелову, о чем свидетельствует круглый книжный штамп на сохранном листе в начале книги. Гербовник поступил в Исторический музей в 1918 г. в составе его библиотеки. На форзаце приклеен ярлык популярной в Москве мастерской по переплетному делу Иоганна Фридриха Гринберга, где Леонид Михайлович заказал для своего экземпляра составной переплет, выполненный из ледерина и кожи, с золотым тиснением на верхней переплетной крышке: «Гербовник Князева».
Л.М. Савелов высоко оценил труд А.Т. Князева, посвятил ему восторженный отзыв на своих лекциях по русской генеалогии в Московском археологическом институте и отметил, что гербовник является «одною из замечательнейших рукописей Потемкинского собрания». Савелов опубликовал рецензию в «Летописи историко-родословного общества» (Москва, 1914), где сравнил рукопись Анисима Титовича с «Общим гербовником дворянских родов Всероссийской Империи» и указал, что собранные Князевым печати использовались своими владельцами и имели практический характер, а значит, особенно ценны для исследователей, в отличие от «досужих фантазий наших чиновников из Департамента Герольдии».
Еще два экземпляра поступили в Исторический музей также из частных собраний. Один из них входил в знаменитую Чертковскую библиотеку, о чем свидетельствует круглый штамп на титульном листе, третий был приобретен в 1960 г. у А.И. Жилиной.
Гербовник А.Т. Князева несет в себе огромный пласт ценной информации для изучения русской геральдики Петровского времени, которая никогда не потеряет актуальности, и в наше время помогает исследователям в атрибуции музейных предметов. Необходимо высоко оценить и значение С.Н. Тройницкого, который ввел в научный оборот этот выдающийся труд. Сергей Николаевич стал не только издателем, обеспечившим прекрасное полиграфическое производство, но и научным редактором гербовника: его обстоятельные комментарии и скрупулезно перенесенные из рукописи печати делают сведения о дворянских родах еще более полными и полезными для геральдистов.