Исторический музей предлагает посетителю серию работ замечательного графика и скульптура, одного из основоположников журнальной сатиры и жанра дружеского шаржа, Николая Александровича Степанова (1807-1877), «талантливейшего из русских карикатуристов».
Н.А. Степанов родился 21 апреля 1807 года в семье прокурора, впоследствии енисейского губернатора, А.П. Степанова в г. Калуге. Свой творческий путь он начал с сочинения стихов, которые впоследствии публиковались в издаваемом им журнале «Будильник» под псевдонимом «Маркиз Фру-Фру». Однако подлинное призвание он нашел в карикатуре – в течение всей жизни им было создано около 3 тысяч карикатур на разные темы. Большую роль в становлении художника-самоучки сыграл живописец, выпускник Академии художеств Я.Ф. Яненко, который ввел Степанова в круг художников, музыкантов и литераторов. Многие из них стали персонажами как рисованных, так и скульптурных шаржей. Это были В.Ф. Одоевский, В.А. Соллогуб, В.И. Григорович, Н.А. Рамазанов, И.И. Сосницкий, И.П. Витали, В.А. Каратыгин, М.А. Глинка и многие другие. Последний, бывший близким другом Н.А. Степанова, стал одним из любимейших объектов для изображения – в скульптуре, но особенно в графике – М.А. Глинке был посвящен целый альбом юмористических рисунков, законченнный в 1854 году. По свидетельству современника, этот альбом стал «одним из самых ценных явлений в области русской карикатуры».
Еще до дружбы с Глинкой Н.А. Степанов познакомился с другим выдающимся композитором – А.С. Даргомыжским, с которым его связали также и родственные связи – сестра Даргомыжского Софья Сергеевна стала женой и верной помощницей художника. В 1830-е гг. оба друга служили в департаменте государственного казначейства, куда Степанов был переведен из Главного управления Восточной Сибири после семилетнего пребывания в Красноярске. Это время стало периодом формирования взглядов Степанова на искусство и литературу, годами тесного сближения с литературной богемой. Всё больший интерес к занятию рисованием и живописью и активное участие в столичной культурной жизни привели к тому, что в 1843 году Н.А. Степанов выходит в отставку и всецело отдается творчеству.
Во второй половине 1840-х гг. начинается новый период в жизни Степанова – время работы в иллюстрированных изданиях. В 1846-1849 гг. он сотрудничает с М.Л. Неваховичем в журнале «Ералаш» вплоть до его закрытия Цензурным комитетом, в 1848 г. с Н.А. Некрасовым и И.И. Панаевым готовит к изданию «Иллюстрированный альманах» (также запрещен цензурой), в 1849 г. вместе с А.С. Даргомыжским выпускает «Музыкальный альбом с карикатурами». Во второй половине 1850-х гг. выходят два тома альбома карикатур «Знакомые» (первоначальный вариант «Наши»). С конца 1857 года Н.А. Степанов работает в журнале «Сын Отечества», а в 1859-1864 гг. вместе с В.С. Курочкиным выпускает журнал «Искра». Для всех этих журналов Степановым рисуются остроумные карикатуры на различную тематику. Некоторые из них отличает умеренно-патриотическая направленность, вызванная, очевидно, поражением России в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. Так, главным объектом его «внешнеполитической» карикатуры 1855-1856 гг. стал французский император Наполеон III, выставленный в самом смешном и нелепом виде как жалкое подобие Наполеона I. Это – три литографированных альбома «Карикатуры» 1855 г., а также альбом «Современные шутки» 1856 г. При этом Степанов высмеивал и отечественные недуги – социальная сатира всегда занимала в его творчестве центральное место. Обличались бюрократизм, казнокрадство, взяточничество, лицемерие и дурновкусие в моде.
Серьёзная, большая художественно-публицистическая деятельность начинается для Н.А. Степанова в «Искре». Прологом для нее стала работа в «Сыне Отечества», редактор которого А.В. Старчевский писал о чрезвычайной работоспособности и таланте Степанова – как художественном, так отчасти и литературном, ибо подписи к карикатурам всегда выполнялись им самим. Стремление к бóльшей самостоятельности, как творческой, так и идейной, а также материальные соображения, приводят с основанию нового большого журнала «Искры». Владельцы, т.е. Степанов и В.С. Курочкин, привлекают к работе ряд публицистов и поэтов демократической направленности – Н.А. Добролюбова, Г.З. Елисеева, Д.Д. Минаева, Глеба Успенского, а также художников П.Ф. Маркова, А.В. Богданова, И.Ф. Шестакова, Г.С. Дестуниса, Н.В. Иевлева и других. Литературную часть возглавлял поэт-разночинец Курочкин, а художественную Степанов, однако он принимал участие в обсуждении и литературных материалов. Пятничные вечера в доме Степановых были своего рода редакционно-литературными встречами, на которых с сотрудниками «Искры» обсуждался материал для будущих выпусков. По-прежнему на страницах журнала высмеивались административный произвол, самодурство, имущественное неравенство, житейские неурядицы, которые, как было заявлено в программе журнала, именовались «общественными аномалиями».
Успех журнала и его влияние на общественное настроение были впечатляющими. А.М. Горький писал, что «роль «Искры» была огромна. «Колокол» Герцена был журналом, перед которым трепетали верхние слои общества столицы. «Искра» распространялась в нижних слоях и по провинции». В шестидесятые годы в разговорную речь вошли выражения «попасть в «Искру», «упечь в Искру», т.е. подвергнуться публичному высмеиванию на страницах издания. Чтобы обойти рогатки цензуры, редакторами нередко применялся иносказательный «Эзопов язык», как в иллюстрациях, так и в подписям к ним. Одним из главных объектов для высмеивания стал редактор «Московских Ведомостей» М.Н. Катков, известный своими правыми, консервативными взглядами.
Всего за годы сотрудничества в «Искре» Н.А. Степановым было создано свыше 1600 карикатур.
В 1864 году происходит разрыв Н.А. Степанова со своим компаньоном, в результате чего возникает новый иллюстрированный журнал «Будильник», в котором в большом количестве появляются рисунки на международные темы. Между тем, стремясь поправить свое положение и уйти от цензурного контроля, В.С. Курочкин решает исключить из «Искры» карикатуры, издав их отдельным приложением «Маляр». Его примеру пытается последовать и Степанов, но его ждет неудача: разрешение властей, раздраженных действиями Курочкина, не было получено. В результате «Будильник» в 1872 году был арендован авантюристом Леонтьевым, скрывшимся с деньгами подписчиков, и впоследствии приобретен А.П. Суховым. Вплоть до этого времени Н.А. Степанов был фактическим редактором журнала, хотя уже не размещал в нем своих работ. Сатирические изображения создавались художником Шурыгиным, и гравировалаись П. Куренковым; главный редактор только отбирал наиболее удачные, с его точки зрения, изображения для печати.
Но журнальная сатира, хотя и была развита Н.А. Степановым, существовала и до него. В области же малой пластики он стал одним из первых, кто привнес в скульптурный портрет новый – юмористический, комический элемент. В поисках нового прибыльного дела, когда из-за гонений цензуры издатели не соглашались выпускать альбомы с карикатурами, Степанов стал делать шаржированные портретные статуэтки и бюсты известных деятелей литературы и искусства, предварительно взяв несколько уроков в мастерской знаменитого скульптора П.К. Клодта. «Моделями» для этих статуэток были такие люди, как К.П. Брюллов, И.К. Айвазовский, В.Ф. Булгарин, В.А. Соллогуб, В.Ф. Одоевский, А.В. Каратыгин, П.А. Вяземский, И.И. Панаев, М.С. Щепкин, М.И. Глинка, Ф.А. Кони, Н.В. Кукольник, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, А.С. Даргомыжский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев и другие.
Первая серия насчитывала 80 скульптурных работ. В 1840-е гг. Степанов пробовал себя и в «обычной» скульптуре, но подлинный успех имели именно статуэтки-шаржи: первые же работы, выставленные на продажу в магазине А. Беггрова, были раскуплены нарасхват. Спрос на них вырос настолько, что автор был вынужден организовать целую мастерскую для их производства и нанять формовщиков. Изготовленные из воска, изделия отливались в гипсе, а затем вручную раскрашивались. Нередко в раскрашивании помогала супруга Степанова. Таким образом, фактически кустарное в начале производство, в связи с растущим спросом, приобрело массовый характер. Покупателю предлагались также декоративные пробки для винных бутылок с навершием в виде головы известного актера. Эта сувенирная по сути продукция постепенно наполнила не только столичный, но и провинциальный рынок.
Вылепленные из воска, фигурки отливались из гипса или изготовлялись вручную из папье-маше. Некоторые статуэтки и бутылочные пробки делались из фарфора на Александровском заводе. Также в продажу поступали гуттаперчевые куклы. При полном сохранении портретного сходства, автору удавалось не только комически утрировать некоторые черты, но и передать некоторые свойства характера, натуру изображаемого человека (скромный, хвастливый, открытый, скупой и т.д.). Немаловажным фактором успеха стала и оригинальная расцветка изделий.
- Варшавский Л.Р. Николай Александрович Степанов (1807-1877): Очерк жизни и творчества. М., 1952.
- Кононова Н.А. Альбом с карикатурами Николая Александровича Степанова в собрании Отдела истории русской культуры. // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 82. Из истории русской культуры XII – XX веков: К 75-летию Отдела истории русской культуры (1941-2016). СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016.
- Кравчук Т.В. Карикатура на французского императора Наполеона III (Касли): связи с русской сатирической графикой середины XIX в. // История газетно-журнальной иллюстрации. Сборник статей. Часть II. Сост.: О.Н. Ансберг, Е.С. Сонина. СПб., 2016.
- Логинова О.В., Логинова Н.Н. Коллекция скульптурного шаржа Н.А. Степанова в собрании ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. Изд.: МГХПА им. С.Г. Строганова. 2014. № 1.
- Михаил Иванович Глинка глазами современника: Альбом рисунков Н.А. Степанова из собрания Российской национальной библиотеки / [предисл., коммент. к рис.: Н.В. Рамазанова и Е.А. Пережогина; авт. вступ. слова В.И. Рябчиков] Рос. нац. б-ка. СПб., 2005.
- Михневич В.О. Страничка из литературных воспоминаний (По поводу статьи С.С. Трубачева «Карикатурист Н.А. Степанов») // Исторический Вестник, июнь, 1891 г., т. XLIV. № 6.