Барельефы для проекта памятника защитникам Перемышля в 1914-1915 гг. — Блог Исторического музея

Барельефы для проекта памятника защитникам Перемышля в 1914-1915 гг.

Одним из ярких эпизодов Первой мировой войны была осада австрийской крепости Перемышль (польск. Przemyśl – Пшемысль) русскими войсками в сентябре 1914 – марте 1915 гг.

Одним из участников этого события был Силард Сёди (Sződy Szilárd) (1878-1939), венгр по национальности, служивший в Гонведе и входивший в состав гарнизона крепости. Художник по призванию, он создал портретную галерею лиц, оборонявших Перемышль.

Барельеф для проекта памятника защитникам Перемышля в 1914-1915 гг. Игнаций Козма. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1915 г.
Игнаций Козма, 1915 г.
Барельеф для проекта памятника защитникам Перемышля в 1914-1915 гг. Генерал-майор Альфред Вебер. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1914 г.
Генерал-майор Альфред Вебер, 1914 г.

Это небольшие прямоугольные барельефы, отлитые в бронзе. Серия начинается, как дань вежливости, портретами императоров Вильгельма II и Франца Иосифа. Затем следуют изображения генералов и офицеров (Герман Кусманек, Арпад Тамаши и др.), как австрийского, так и венгерского происхождения. Этим объясняется то, что часть надписей к портретам выполнена на немецком, а часть — на венгерском языках.

Германский император Вильгельм II и император Австро-Венгрии Франц-Иосиф. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1915 г.
Германский император Вильгельм II и император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, 1915 г.
Начальник 23 гонведской дивизии генерал-лейтенант Арпад Тамаши. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1915 г.
Начальник 23 гонведской дивизии генерал-лейтенант Арпад Тамаши, 1915 г.
Комендант крепости Перемышль генерал от инфантерии Герман Кусманек.
Комендант крепости Перемышль генерал от инфантерии Герман Кусманек, 1915 г.

Не забыл автор «и себя любимого» — своим автопортретом он как бы поставил себя в ряд с высокопоставленными начальниками.

Сёди Силард (автопортрет). Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1915 г.
Сёди Силард (автопортрет), 1915 г.

После взятия крепости русской армией Сёди был взят в плен и отправлен в Сибирь, где он не оставил занятий творчеством и создал свыше 100 художественных произведений. После революции 1917 г. он вернулся на родину. Судьба же бронзовых табличек интересна.

Начальник артиллерии 6 участка обороны генерал-майор Фридрих Клойбер. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1915 г.
Начальник артиллерии 6 участка обороны генерал-майор Фридрих Клойбер, 1915 г.
Полковник Ганс Швальб. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1914 г.
Полковник Ганс Швальб, 1914 г.

В качестве трофеев они были привезены в Петроград и выставлены на выставке «Наши трофеи», которая открылась 24 июня 1915 года. Примечательно, что они входили в раздел «Собрание Собственных Его Императорского Величества предметов», то-есть считались собственностью царствующего дома и назывались «таблетками».

Гож Берталан. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1914 г.
Гож Берталан, 1914 г.
Начальник штаба крепости полковник Отто Губерт. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1914 г.
Начальник штаба крепости полковник Отто Губерт, 1914 г.

Первоначально число этих «таблеток» было 28 штук, в Исторический музей попало 26 — к сожалению, две были утеряны в ходе бытования коллекции.

Военный врач Берталан Гож. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1914 г.
Военный врач Берталан Гож, 1914 г.

Работы Сёди имели не только художественное, но и сугубо утилитарное значение. Они предполагались в качестве украшения мемориального памятника в честь защиты австрийцами крепости Перемышля, и именно в таком качестве выставлялись на петроградской выставке. Тогда же была произведена фотофиксация некоторых из них, эти фотографии также попали в собрание Исторического музея в составе коллекции П.Я. Дашкова. Впоследствии памятник действительно был сооружен в Будапеште, но проект с портретными барельефами реализован не был.

Реви Кальман. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1915 г.
Реви Кальман,  1915 г.
Портрет неизвестного капитана. Сёди, Силард (Sződy Szilárd), 1914 г.
Портрет неизвестного капитана, 1914 г.
  1. Выставка войны. Наши трофеи. 2-е изд. Пг., 1915.