Одним из ярких эпизодов Первой мировой войны была осада австрийской крепости Перемышль (польск. Przemyśl – Пшемысль) русскими войсками в сентябре 1914 – марте 1915 гг.
Одним из участников этого события был Силард Сёди (Sződy Szilárd) (1878-1939), венгр по национальности, служивший в Гонведе и входивший в состав гарнизона крепости. Художник по призванию, он создал портретную галерею лиц, оборонявших Перемышль.
Это небольшие прямоугольные барельефы, отлитые в бронзе. Серия начинается, как дань вежливости, портретами императоров Вильгельма II и Франца Иосифа. Затем следуют изображения генералов и офицеров (Герман Кусманек, Арпад Тамаши и др.), как австрийского, так и венгерского происхождения. Этим объясняется то, что часть надписей к портретам выполнена на немецком, а часть — на венгерском языках.
Не забыл автор «и себя любимого» — своим автопортретом он как бы поставил себя в ряд с высокопоставленными начальниками.
После взятия крепости русской армией Сёди был взят в плен и отправлен в Сибирь, где он не оставил занятий творчеством и создал свыше 100 художественных произведений. После революции 1917 г. он вернулся на родину. Судьба же бронзовых табличек интересна.
В качестве трофеев они были привезены в Петроград и выставлены на выставке «Наши трофеи», которая открылась 24 июня 1915 года. Примечательно, что они входили в раздел «Собрание Собственных Его Императорского Величества предметов», то-есть считались собственностью царствующего дома и назывались «таблетками».
Первоначально число этих «таблеток» было 28 штук, в Исторический музей попало 26 — к сожалению, две были утеряны в ходе бытования коллекции.
Работы Сёди имели не только художественное, но и сугубо утилитарное значение. Они предполагались в качестве украшения мемориального памятника в честь защиты австрийцами крепости Перемышля, и именно в таком качестве выставлялись на петроградской выставке. Тогда же была произведена фотофиксация некоторых из них, эти фотографии также попали в собрание Исторического музея в составе коллекции П.Я. Дашкова. Впоследствии памятник действительно был сооружен в Будапеште, но проект с портретными барельефами реализован не был.
- Выставка войны. Наши трофеи. 2-е изд. Пг., 1915.