Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы
ОпубликованоВалерия Грызлова
Листы из альбома «Виды имения Бобринских Богородицк»
Уроженец села Дворяниново Тульской губернии Андрей Тимофеевич Болотов (18 октября 1738—16 октября 1833) известен как ученый-энциклопедист и практик, драматург, писатель и художник. Более двадцати лет Андрей Тимофеевич был управляющим имения графа Бобринского в Богородицке, выстраивал быт незаконнорожденного сына Екатерины, обустраивал залы дворца, заказывая мебель и предметы искусства для интерьеров. При активном участии Болотова вокруг графского дворца, спроектированного архитектором Иваном Егоровичем Старовым, был разбит первый в Российской империи ландшафтный парк. О его великолепии мы можем судить по собственноручным рисункам Андрея Тимофеевича. 80 переплетенных в альбом пейзажей хранятся ныне в собрании Исторического музея.
По-видимому, именно в Богородицке, в проектировании которого ученый принимал непосредственное участие, он начал писать мемуары, которые позже вылились в «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков».
Рукописи Болотова хорошо сохранились, они находятся в нескольких архивах страны. В Историческом музее, в Отделе письменных источников, хранится личный фонд Болотова, в котором 23 единицы хранения. 12 – это рукописи мемуаров. Среди них – переплетенный том в 264 листа с названием «История жизни А.Б. 1752—58. Часть II». Начинал свое жизнеописание Андрей Тимофеевич задолго до службы в Богородицке, однако первая часть рукописи, как он пишет сам, сгорела. Так что в ГИМ хранится ранняя редакция, с пометками и исправлениями. Мемуары Болотов писал на протяжении 50 лет, с большими перерывами, тщательно перерабатывал рукописи. Четырехтомник воспоминаний, подготовленный к печати Михаилом Ивановичем Семевским, основателем журнала «Русская старина», выходил в издании в 1871-1873 годах.
К этому же времени относится и портрет Андрея Тимофеевича Болотова, выполненный в технике ксилографии известнейшим гравером Лаврентием Авксентьевичем Серяковым. Болотов изображен в интерьере своего кабинета в Богородицке, где писал мемуары. Гравюра также хранится в собрании Исторического музея.
Интересно, что автор ксилографии Серяков (1824 – 1881) имеет косвенное отношение к Тульской губернии. По утверждению биографов, он родился …между Тульской и Калужской губерниями, в походе 3-го карабинерского полка, где в солдатах служил его отец, крепостной крестьянин.
Портретов Болотова Серяков, единственный в России академик гравюры на дереве, сделал два. Они вошли в первый том издания 1882 года «Русские деятели в портретах, гравированных академиком Лаврентием Серяковым».
Сам же Болотов, бывший замечательным рисовальщиком (его работы относят к шедеврам жанра наивного искусства), создал несколько автопортретов. В собрании ГИМ хранятся два портрета Андрея Тимофеевича: один – живописный, датированный концом XVIII — началом XIX века, работы неизвестного художника; второй – овальная миниатюра на слоновой кости, выполненная гуашью, конец XVIII века; автор работы также неизвестен.
Андрей Тимофеевич был весьма требователен к деталям: это видно и по мемуарам, и по рисункам. Вот, например, как он описывает в мемуарах историю появления альбомов с рисунками садов Богородицкого дворца, которые создает в 1786-1787 вместе с сыном Павлом:
«занимался, под руководством моим, сын мой срисовыванием с натуры разных и лучших садовых сцен, притом, уже изряднехонько производил сие дело не только с великою охотою, но и с отменным успехом, так удивлял самого меня редкою и удивительною его способностью к рисованью с натуры всякого рода положений, мест, а особливо наилучших сцен садовых. Способность его к сему была так велика, что он в состоянии бывал в один день наделывать до десяти скицов таковых картин ландшафтных, которые все он после не только обрисовывал, но вырабатывал их красками, и так хорошо, что я не мог тем довольно налюбоваться, и как таковых картин в короткое время накопилось уже довольно, то и вздумалось нам велеть переплетчику нашему переплесть особливую для сего книгу, в лист величиною, дабы нам все сии садовые картины в нее можно было поместить, что и произвели мы впоследствии времени в самое действие, и составившаяся из всех их нарочитой толщины книга сделалась для всех любопытных зрения и пересматривания достойною. Сия книга цела и хранится у нас и поныне и служит не только памятником тогдашнего его трудолюбия, но и самым монументом садов Богородицких, срисованных во множестве картин в наилучшем их тогдашнем виде».
В альбоме «Виды имения Бобринских Богородицк», что также хранится в Историческом музее, — 78 рисунков, в том числе 45 акварелей, с видами парка с разных точек. На одном из листов, как предполагают специалисты, изображены авторы рисунков – сам Болотов и его сын Павел.
Альбом с рисунками попал в музей в 1934 году из семьи Ладыженских, они были соседями Андрея Тимофеевича по его родовому имению в Дворяниново под Алексиным. Известно, что Болотов учил сыновей Ладыженских рисовать.
Удивительно много успел сделать тульский энциклопедист Андрей Тимофеевич Болотов. Им написано свыше 350 томов научных и литературных произведений, из которых около 4 тысяч трудов было опубликовано. Почти все работы имели прикладной характер и были им, современным научным языком говоря, опробированы. Это благодаря Андрею Тимофеевичу мы сейчас картофель едим, а не выращиваем как цветок; будучи агрономом, Болотов изучал свойства многих растений и условия их оптимального произрастания на радость и пользу человеку. Десять лет он публиковал свои наблюдения в журнале-приложении «Экономический магазин» газеты «Московские ведомости». Издание выходило в последние деcятилетия XVIII века, его основным автором был Болотов, помогал которому сын Петр.
Просветительские идеи века и воззрения самого Болотова отражены в его пьесах, написанных для детского театра, организованного им в Богородицком дворце. Это был первый русский детский театр. И произведения для него Болотов писал сам, вкладывая в пьесы свое видение процесса воспитания в век Просвещения.