Среди сотен тысяч экспонатов Исторического музея – великолепных произведений искусства, исторических реликвий, бесценных памятников культуры прошедших эпох – хранится немало предметов, на первый взгляд совсем неприметных, но готовых рассказать нам о многих удивительных особенностях повседневной жизни ушедших столетий. В отделе тканей и костюма Исторического музея такими «рассказчиками» могут стать несколько необычных образцов старинной вышивки, объединённых не только внешним сходством, но и как бы единым побудительным мотивом их исполнения. Что же они собой представляют? На одном лоскуте белого атласа, полотна или тонкой сетки-канвы вышиты разнообразные декоративные элементы в обязательном сопровождении размещённого сверху в строгом порядке латинского алфавита, латинских и арабских цифр.
В западноевропейской литературе для таких вещиц существует термин «sempler» («образец»). Традиция их изготовления в Европе уходит в XVI – XVII века. В русскую же дворянскую культуру она вошла только в XVIII в. как составная часть европейской женской образованности.
Особому распространению рукодельных «образцов» послужили переводы французской и немецкой нравоучительной литературы для детей, отражающей европейские воспитательные теории (а именно на их основе базировались в век русского Просвещения как деятельность общественных образовательных учреждений для девочек, так и, следуя за государственными новациями, их домашнее воспитание). С того времени обучение домашнему рукоделию – шитью и вышивке – стало иметь не только утилитарное значение, но восприниматься как основа нравственного воспитания девочки-дворянки. Его принципы отрицали любую праздность как порок, следовательно, постоянные рукодельные занятия были призваны приучать к трудолюбию и аккуратности, развивать терпение, усидчивость и художественный вкус. «Клавдия была девочка тихая, аккуратная, трудолюбивая… Она привезла с собой несколько книг и каждое утро аккуратно занималась по ним часа два; потом приходила на балкон с какою-то бесконечною тамбурною работой в руках и оставляла эту работу только на время еды и длинных прогулок…» (Анненская А.Н. Мои две племянницы // Анненская А.Н. Зимние вечера. Л.,1990. С.220)
Поскольку в XVIII в. постоянно увеличивались тиражи и доступность печатных книг с образцами узоров для вышивки, семплеры перестали исполнять подобную же роль информирования взрослой профессиональной аудитории о модных в данное время мотивах вышивки. Поэтому с конца столетия и, особенно, в XIX в. на изготовлении семплеров строился единственно процесс обучения приёмам вышивания девочек-подростков. Лоскуты с образцами стали своеобразной детской рукодельной «рабочей тетрадью». Как отмечает английская исследовательница данного вида рукоделия, девочки изготавливали более одного образца в течение своей учёбы. Первым был обычно образец с алфавитом, цифрами и несколькими самыми простыми мотивами, исполненными швами «тамбур» и «крестик», к которому девочка приступала в возрасте около 10 лет. (Tarrant N. Samplers. The Royal Scottish Museum. Edinburg, 1978. P.5-8). Готовый образец было принято «подписывать» и «датировать» также с помощью иглы и нити. Автор семплера 1823 года из нашего собрания – маленькая барышня, Елизавета Попова.
Мы видим, как девочка учится аккуратно вышивать, особенно алфавит и цифры (они использовались для метки домашнего белья монограммами или инициалами). А декоративные элементы пригодятся ей позднее для вышитых сувениров родным и близким, чтобы преподнести, например, как её тёзка, барышня Елизавета Портнова, в 1815 году папеньке вот такой милый бумажник.
Когда же девочке было уже около 15 лет, и она умела делать все необходимые швы, «финальный» лоскут с образцами представлял собой не просто собрание ученических вышивок, а приобретал цельность рукодельной работы. Он становился своеобразным девичьим дипломом и доказательством мастерства исполнительницы. В этом качестве образцы и их декоративность очень ценились в семьях. (Tarrant. Ibid.) Такой семплер даже могли окантовать в рамку, чтобы повесить на стену.
Юная родственница или воспитанница, по всей видимости, помещицы Жилиной, Арина Гуляева, которая вышила цветным шёлком гладью семплер в 1818 году, действительно достигла в рукодельных науках совершенства!
Разумеется, помимо декоративных швов и элементов девочку обязательно учили приёмам так называемого «хозяйственного рукоделия»: штопка, заплаты, обмётка петель, отделочные швы – т.е. всему, что необходимо при ведении домашнего хозяйства, и чем девочка должна овладеть к моменту выхода замуж. Так вот, постепенно, в течение второй половины XIX в. и начала XX в., этот тип рукоделия стал в процессе детского обучения преобладать.
Маленькая воспитанница Пятницкого приюта в Москве, Е.Полякова, очень старательно исполнила в 1907 году на трёх лоскутках все задания учительницы рукоделия.
Дело в том, что женское образование стало охватывать всё более широкие социальные круги, ориентированные на рациональность и практичность домашнего быта, и часто не обладающие большим количеством свободного времени. Поэтому в программы новых женских учебных заведений для детей, а также получающих всё большую популярность «вышивальных школ» для взрослых было введено обязательное обучение преимущественно простым швам, а уже к их особенностям оказалась приспособлена и декоративная вышивка.
Образцы вышивки в Электронном каталоге ГИМ
Это привело к смене общественных эстетических предпочтений, и к постепенному вымыванию из женского домашнего обихода признаков рафинированной дворянской культуры рукоделия. Да и символика многих элементов вышивки, сохранившихся ещё со времён галантного века, в новые времена полностью теряла свою актуальность.
Распространение машинного шитья и вышивки совершенно вытеснило из обихода использование семплеров, а в процессе обучения их сменили типографские учебники с большими тиражами и достаточно унифицированными типами узоров.
Автор — Ксения Григорьевна Серебрякова, научный сотрудник отдела тканей и костюма