Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы
ОпубликованоАлексей Трохимовский
«Пёстрые военные картинки»: немецкий лубок времен Первой мировой войны
Первая Мировая война была одним из самых крупных и трагических событий двадцатого столетия, уступая по своим масштабам только Второй мировой войне, охватившей всю планету. Известно, что войны в это время сопровождались развернутыми пропагандистскими кампаниями, в том числе с привлечением массовых тиражных изданий и печатных материалов.
Не стала исключением и кайзеровская Германия. В 1914-1915 гг. в городе Берлин-Шёнеберг (тогда пригород немецкой столицы, в 1920 г. вошедший в состав Большого Берлина) издавалась замечательная серия военного лубка «Bunte Kriegsbilderbogen». Хотя «bilderbogen» означает «лубок», т. е. народную картинку, на русский язык это название можно перевести как «Пёстрые военные картинки», чтобы избежать собственно слова «лубок», которое редко используется в самоназвании. Значимость этой серии обусловлена, во-первых, ее художественными достоинствами, а во-вторых тем, что она позволяет увидеть широкий спектр политических установок Германского блока, ярко выраженных в изобразительном искусстве.
Сатирические рисунки создавались такими художниками как Вальтер Триер (Walter Trier), Людвиг Кайнер (Ludwig Kainer), Фриц Вольф (Fritz Wolff), Франц Кристоф (Franz Christophé), Эрнст Хайлеман (Ernst Heilemann), Э. Либерман (E. Liebermann), Э. Штерн (E. Stern) и другими. Идейным вдохновителем и фактическим создателем серии был Адольф Отто Троцщ (1843-1907) (Adolph Otto Troitzsch) — берлинский литограф и публикатор, основатель издательского дома «Verlag der Vereinigung der Kunstfreunde» («Издательство Объединение Друзей Искусства»), в котором активно сотрудничал с художником В. Триером (1890-1951), впоследствии известным детским книжным и журнальным иллюстратором. Бóльшая часть листов «Пёстрых военных картинок» была издана «Друзьями искусства», только последние десять листов (№№ 43-52) были изданы «Объединенным Институтом Искусства» («Vereinigte Kunstinstitute AG»). Общую редактуру на протяжении всего выпуска осуществлял Ганс Шупман (Hans Schuppmann). Тексты к иллюстрациям писал Леон Лейпцигер (1861-1922) (Leon Leipzier), немецкий автор.
Вся серия состоит из 52 листов. В собрании Исторического музея не хватает одного листа: отсутствует лист номер 50 «Um Kreuzweg» («На крестном пути»). Полностью серию можно увидеть в электронном виде на сайте Гейдельбергского университета.