Тульский филиал исторического музея расположен в первом в стране Музейном квартале в здании, которое строили и в нем потом жили и трудились купцы Белолипецкие. В семейный клан входили купцы – бакалейщики и мукомольщики и купцы – пряничники, державшие фабрику и магазин.
Пряничный промысел – дело тульское и всем известное. Однако в этой банальной теме есть неожиданные повороты.
История первая. Жестяная
Коробка для пряников начала XX века из собрания Исторического музея. Почетный гражданин Тулы, самый титулованный пряничник оружейной столицы Василий Романович Гречихин заказывал упаковку для своего товара, который шел по классу «экстра», в Москве, в Печатне А. Жако и К°. Такая упаковка надежно защищала товар от сырости и механического воздействия, создавала иллюзию сундучка с сокровищами (на коробке с откидной крышкой был замок), где каждая сладкая драгоценность заворачивалась в специальную бумагу. Упаковка влияла на торговую судьбу печатных съедобных изделий Гречихина.
Коробка внимательному покупателю рассказывала все о бизнесе пряничника. Чтобы продукт покупатель не спутал с подобным другой фабрики, на лицевой и боковых сторонах тиснение: «пряники В. Р. Гречихина». Небольшая по размеру жестяная коробка — 15х16,7 см — помимо продукции презентует награды фирмы, полученные за высокое качество кондитерских изделий на торгово-промышленных выставках. Они представлены на крышке коробки, над надписью: «ПРЯНИЧНАЯ И КОНДИТЕРСКАЯ В.Р.ГРЕЧИХИНА ВЪ ТУЛЕ». Это десять мелких медалей с российской государственной символикой. Слева, в нижнем углу в тисненом картуше надпись: «ВЫСОЧ. БЛАГ. ЕЯ ИМП. ВЕЛ. ГОСУД. ИМПЕР. АЛЕКСАН. ФЕДОРОВ. МЕЖДУНАР. НАУЧ. ПРОМЫШЛЕН. ВЫС. ДЕТСКIЙ МИРЪ». В правом углу крышки аверс и реверс медали с надписью: «REPUBLIKA FRANCESE …» — видимо, в память триумфальной для Гречихина Промышленной выставки в Париже. Сундучок содержит адреса производителя товара. На той же крышке – надпись: «КОММЕРЧЕСКАЯ УЛИЦА СОБ. ДОМЪ»(ныне — ул. Советская, д. 33 в Туле). Справа, внизу: «ТОРГОВЛЯ ПРОТ. КРЕМЛЯ ТЕЛЕФ. №302». Под изображением очередной медали — уточнение: «БЛИЗЪ ГЛАВНОГО ДОМА ВЪ ЧАСОВ ЛИНИИ».
Такая вот жесть. Пряничная.
История вторая. Модернизм по Гоголю
В свой столетний юбилей с чего только Гоголь не смотрел на мир переломной эпохи: с газетных страниц, афиш, обложек книг, заборов и, даже, как в нашем случае — коробки с пряниками. 1909 год — вершина серебряного века в России, время, в которое пересматривались классические парадигмы. Вот и на пряниках, похоже, этот процесс тоже отразился.
Потомственный пряничник, почетный гражданин Тулы Василий Романович Гречихин выпускает к юбилею мелкие гоголевские пряники. Что они собой представляли — размер, внешний вид, возможный рецепт, — сказать трудно. Но предположить можно — по упаковке, которая есть отражение эпохи. Поэтому и хранится в собрании Исторического музея.
Прежде всего — размеры: при высоте почти в четыре сантиметра длина 25 см и ширина — 8. Традиционные тульские печатные пряники в нее не запихнешь. Коробка картонная, зеленого цвета, тисненая пятиконечными звездочками по всей поверхности. На лицевой стороне и длинным боковым сторонам – тиснение золотое В центре «лица» в неполном круге портрет Гоголя, с вполне узнаваемыми чертами, по сторонам его надпись: «Смесь мелких гоголевских пряников», «В. Р. Гречихина в Туле» в обрамлении завитков, намекающих на рококо. На боковые стороны коробки нанесена надпись «Гоголевские пряники». Вроде и тульские — в соответствии с известной на всю Россию фамилии, но не верь глазам своим — гоголевские! Да еще «смесь».
Примечательно, что коробка не клееная, а раскладная, в духе современных хитроумно-упаковочных конструкций. У нее даже ручка выдвижная есть, она видна на фото.
Так что пряничники тульские не были чужды модернизму.
История третья. Про доски
От бублика бывает дырка, а от пряника тульского – доска. Такая вот изнанка знаменитого промысла. Изнанка в смысле основа. Потому что без печатной резной доски и старинного дела, или, как нынче принято говорить, гастрономического бренда, известного на весь мир, и не было бы.
В собрании Исторического музея богатая коллекция пряничных досок со всего света. Туляк свои опознает сразу – по плавности линий, привычным орнаментам, глубине и расположению рисунка. Не разбираешься в этом деле детально, но родное признаешь сразу – вот ведь какое мастерство! Вкусное даже на глаз.
Эта доска для тульских пряников традиционного размера и формы. Чтобы за нее удобно было мастеру браться, делалась прямоугольной: ее длина – 34, ширина – 16, толщина – 4 см. На ее поверхности выбран, то есть вырезан фон — тоже прямоугольной формы, в 1,2 см глубиной. Такова высота печатного пряника до выпечки, в печи он поднимался и выходил уже пообъемистей, потолще. Само изображение и надпись вырезаны в зеркальном отражении. Сюжет – танк и пальмовая ветвь – традиционно-оружейно-тульский, к дате – Дню Победы. На обратной стороне доски, по бокам, набиты прямоугольные планки, чтобы доска не деформировалась и легче было ее держать.
Самое интересное – на бортике: «Соколов В. Б. Тула». Это резчик в 1971 году «заклеймил» свою работу.
Василий Борисович Соколов – едва ли не самый известный художник тульских пряничных досок советского периода. Потомственный резчик: начал помогать отцу работать по дереву, по собственному признанию, лет с восьми, – деньги были нужны. Начинал с фигурных досок для мелких пряников, вырос в ведущего мастера Тульской кондитерской фабрики. Его работы теперь в музеях. При необходимости их можно пустить в дело.
****
А что Белолипецкие – пряничники? А вот их реклама 1907 года в газете «Тульская молва»:
«Всемирно-известные Тульские миндальные пряники М. Г. Белолипецкого С-вей. Тула. Пятницкая улица, близ Чугунного моста. Фирма существует с 1872 г. и удостоена золотыми и серебряными медалями… Пряники высылаются почтой от 1 фунта и больше. Ежедневно свежие. Просим удивиться!»