Домашнее музицирование было одним из любимейших развлечений в дворянских семьях. Традиция домашнего музицирования зародилась в Европе и оттуда была привнесена в русскую культуру Петром I. Чтобы музицировать, не требовалось уникальных способностей к исполнительству, нужно было лишь сносно уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, либо петь и, конечно же, уметь наслаждаться музыкой. Как писал А. С. Пушкин: «Из всех наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия».
Одной из форм домашнего музицирования были семейные концерты. Члены одной или нескольких семей могли составлять дуэты, трио, ансамбли, могли выступать в одном и том же концерте и как вокалисты, и как музыканты. Одной из веских причин, способствовавших популярности домашнего музицирования, была возможность выбрать произведение для домашнего концерта по принципу удобства исполнения и собственной симпатии.
Модные журналы, так любимые дамами в конце XVIII — XIX вв., отражали не только модные тенденции в одежде, но и модные увлечения. Листая модный журнал, мы узнаем, чем была наполнена жизнь светской дамы: прогулки, балы, посещение театра и т.д. Такое приятное времяпрепровождение, как домашнее музицирование, естественно нашло свое отражение в модных картинках.
В журнале «The Gallery of Fashion» мы встречаем занятную сценку домашнего музицирования: молодая девушка сидит за клавикордом, свою шаль она повесила на стул, чтобы играть на инструменте было удобнее.
Рядом с барышней стоит взрослая дама, внимательно смотрящая в партитуру. Возможно, она — мама или какая-либо родственница девушки. Дама будто проверяет точность исполнения пьесы юной особой.
Также в «The Gallery of Fashion» мы встречаем изображения прекрасных дам, играющих на арфе.
На картинке 1795 года барышня старательно исполняет на арфе сольную пьесу. А на картинке 1802 года изображена дама, уныло облокотившаяся на арфу в ожидании второго исполнителя (или исполнительницы), с которым, судя по клавикорду на втором плане, она должна будет играть дуэтом.
На иллюстрации в журнале «Leipziger Moden-Magazin» мы видим даму, присевшую в кресло и, положив ножку на ножку, играющую на гитаре.
Рот барышни чуть приоткрыт, значит, она не только играет, но и поет. Рядом с ней, опершись на трость, стоит один единственный благодарный слушатель – кавалер в треуголке. Вероятно, дама исполняет какой-нибудь любовный романс.
Во французском журнале «Petit Courrier des Dames» мы можем увидеть продолжение традиции домашнего музицирования. На иллюстрации 1835 года мы можем видеть сцену исполнения вокального произведения под аккомпанемент.
На другой иллюстрации (в том же журнале) две юные барышни, вероятно, исполняют модный романс или оперную арию.
Барышня в платье с черным лифом сосредоточена на правильности исполнения музыки, а барышня в платье с зеленым лифом стоит вполоборота, держа в руках партитуру и, слегка обернувшись в сторону аккомпанирующей девушки, словно ждет нужного аккорда, чтобы вступить. Заметим, что теперь стал использоваться новый и модный инструмент – фортепьяно.
На иллюстрации в журнале «Jornal des jeunes personnes» показан эпизод дискуссии двух барышень по поводу исполнения музыкальной пьесы.
Судя по иллюстрациям в модных журналах последней трети XIX века очевидно, что традиция домашнего музицирования не угасла, а наоборот, стала еще популярнее.
Теперь за фортепьяно изображались не только дамы, но и маленькие девочки.
Благодаря модным картинкам мы можем хотя бы в воображении перенестись в прекрасное время, когда в каждом доме звучала живая музыка. Как писал Николай Васильевич Гоголь: «Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?»
Литература:
- Виноградов Л В. Элементарное музицирование. М.: Полири, 2001.
- Гоголь Н. В.Полное собрание сочинений в 14 томах. — М.—Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 8.