Домашнее музицирование было одним из любимейших развлечений в дворянских семьях. Традиция домашнего музицирования зародилась в Европе и оттуда была привнесена в русскую культуру Петром I. Чтобы музицировать, не требовалось уникальных способностей к исполнительству, нужно было лишь сносно уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, либо петь и, конечно же, уметь наслаждаться музыкой. Как писал А. С. Пушкин: «Из всех наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия».
Одной из форм домашнего музицирования были семейные концерты. Члены одной или нескольких семей могли составлять дуэты, трио, ансамбли, могли выступать в одном и том же концерте и как вокалисты, и как музыканты. Одной из веских причин, способствовавших популярности домашнего музицирования, была возможность выбрать произведение для домашнего концерта по принципу удобства исполнения и собственной симпатии.
Модные журналы, так любимые дамами в конце XVIII — XIX вв., отражали не только модные тенденции в одежде, но и модные увлечения. Листая модный журнал, мы узнаем, чем была наполнена жизнь светской дамы: прогулки, балы, посещение театра и т.д. Такое приятное времяпрепровождение, как домашнее музицирование, естественно нашло свое отражение в модных картинках.
В журнале «The Gallery of Fashion» мы встречаем занятную сценку домашнего музицирования: молодая девушка сидит за клавикордом, свою шаль она повесила на стул, чтобы играть на инструменте было удобнее.
![Н. Хайдельхоф. Сцена музицирования. Лист из журнала «The Gallery ofFashion», 1796 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/imgonline-com-ua-compressed-ucqa924k9c3zu.jpg)
Fashion», 1796 г.
Рядом с барышней стоит взрослая дама, внимательно смотрящая в партитуру. Возможно, она — мама или какая-либо родственница девушки. Дама будто проверяет точность исполнения пьесы юной особой.
Также в «The Gallery of Fashion» мы встречаем изображения прекрасных дам, играющих на арфе.
![Н. Хайдельхоф. Модный дамский костюм. Лист из журнала «The Gallery of Fashion», 1795 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/imgonline-com-ua-compressed-tb29pklzucmbqu-e1678437106647.jpg)
На картинке 1795 года барышня старательно исполняет на арфе сольную пьесу. А на картинке 1802 года изображена дама, уныло облокотившаяся на арфу в ожидании второго исполнителя (или исполнительницы), с которым, судя по клавикорду на втором плане, она должна будет играть дуэтом.
![Н. Хайдельхоф. Модный дамский костюм. Лист из журнала «Gallery ofFashion», 1802 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/imgonline-com-ua-compressed-sefapbm3gqmwa.jpg)
Fashion», 1802 г.
На иллюстрации в журнале «Leipziger Moden-Magazin» мы видим даму, присевшую в кресло и, положив ножку на ножку, играющую на гитаре.
![Модный дамский костюм и модный мужской костюм. Лист из журнала«Leipziger Moden-Magazin», 1802 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/imgonline-com-ua-compressed-ekdznzqlsr.jpg)
«Leipziger Moden-Magazin», 1802 г.
Рот барышни чуть приоткрыт, значит, она не только играет, но и поет. Рядом с ней, опершись на трость, стоит один единственный благодарный слушатель – кавалер в треуголке. Вероятно, дама исполняет какой-нибудь любовный романс.
Во французском журнале «Petit Courrier des Dames» мы можем увидеть продолжение традиции домашнего музицирования. На иллюстрации 1835 года мы можем видеть сцену исполнения вокального произведения под аккомпанемент.
![Два модных дамских костюма (вид спереди и вид со спины, сидя зафортепьяно). Лист из журнала «Le Petit Courrier des Dames», 1835 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/5-scaled.jpg)
На другой иллюстрации (в том же журнале) две юные барышни, вероятно, исполняют модный романс или оперную арию.
![Два модных дамских костюма (вид спереди и вид со спины, сидя уфортепьяно). Лист из журнала «Le Petit Courrier des Dames», 1837 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/6-scaled.jpg)
Барышня в платье с черным лифом сосредоточена на правильности исполнения музыки, а барышня в платье с зеленым лифом стоит вполоборота, держа в руках партитуру и, слегка обернувшись в сторону аккомпанирующей девушки, словно ждет нужного аккорда, чтобы вступить. Заметим, что теперь стал использоваться новый и модный инструмент – фортепьяно.
На иллюстрации в журнале «Jornal des jeunes personnes» показан эпизод дискуссии двух барышень по поводу исполнения музыкальной пьесы.
![Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Journal des JeunesPersonnes», 50-е гг. XIX века](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/imgonline-com-ua-compressed-qdb0kuocin.jpg)
Personnes», 50-е гг. XIX века
Судя по иллюстрациям в модных журналах последней трети XIX века очевидно, что традиция домашнего музицирования не угасла, а наоборот, стала еще популярнее.
![Лист из журнала мод «Модный свет», 1882 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/imgonline-com-ua-compressed-4lulaq1i6z3n2-1.jpg)
![Лист из журнала «Illustrirte Frauen-Zeitung» 1883 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/imgonline-com-ua-compressed-ypguldryngnukhgi.jpg)
Теперь за фортепьяно изображались не только дамы, но и маленькие девочки.
![Лист из французского журнала мод «Magazin des Demoiselles» 1881 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2023/03/imgonline-com-ua-compressed-dksaw2j4n6yc.jpg)
Благодаря модным картинкам мы можем хотя бы в воображении перенестись в прекрасное время, когда в каждом доме звучала живая музыка. Как писал Николай Васильевич Гоголь: «Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?»
Литература:
- Виноградов Л В. Элементарное музицирование. М.: Полири, 2001.
- Гоголь Н. В.Полное собрание сочинений в 14 томах. — М.—Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 8.