Древние стражи: грифон и сфинкс — Блог Исторического музея

Древние стражи: грифон и сфинкс

Богатство античной мифологии сюжетами и мастерство древних ремесленников дали миру огромное количество разнообразных шедевров древнегреческого искусства, от которых трудно оторвать взгляд. В скульптуре, вазописи, на монетах и геммах можно увидеть сцены мифов и легенд, причудливых существ и героев. Собрание Исторического музея включает множество памятников древности, среди которых можно увидеть предметы с изображением необычного животного, имеющего тело льва,  голову с острым клювом и крылья птицы. Подобные существа называются грифонами. Хотя наиболее широкое распространение грифоны получили в греческом искусстве, их изображения известны во многих культурах древнего мира.

Доподлинно неизвестно происхождение греческого грифона, но впервые о чудовище упоминает древнегреческий поэт Гесиод ещё в VIII в. до н.э. В своей работе «Земледельческая поэма» автор сообщает о хищных грифонах, что обитают у Рифейских гор. Неудивительно, если вы не можете вспомнить такое место на карте. Дело в том, что «Рифейскими горами» античные авторы называют некие возвышенности, где берут начало реки Скифии и где жил Борей – северный ветер. Время, когда Гесиод написал свой труд, совпадает со временем расселения скифов на территории Северного Причерноморья и началом греческой колонизации. Несмотря на то что в Северном Причерноморье греческие полисы появляются примерно в VII в. до н.э., знали об этой области давно. Так, в сознании греков грифоны жили ещё дальше на севере, в «далёкой северной стране», где не ступала нога человека (бытует мнение, что Рифейские горы — это Валдайская возвышенность).

О грифонах сообщает и известный античный историк Геродот. Он также свидетельствует, что грифоны обитают далеко на севере, где охраняют золото и ведут за него борьбу с мифическим народом одноглазых аримаспов. Грифонов он называет опасными воинственными существами с когтями и клювами. Они идеальные стражи, которых не избежать и не обойти.

Пелика краснофигурная с изображением двух грифонов, терзающих лань. Середина IV в. до н.э.
Пелика краснофигурная с изображением двух грифонов, терзающих лань. Середина IV в. до н.э.

Грифоны являются священными животными в античной мифологии. В широком смысле они связаны с культами двух богов –  Аполлона и Диониса. На Боспоре они, по–видимому, приобрели популярность, проникнув в регион вместе с культами этих божеств. Многие колонии Северного Причерноморья были основаны выходцами из Ионии, именно там получили распространение монеты с изображением грифона. Грифон встречается также и на других памятниках искусства региона. В Северном Причерноморье многие его изображения выполнены в так называемом зверином стиле, а значит, грифон приобрел заметную популярность в скифской культуре, вследствие контактов кочевников с древними греками.

Геродот приводит историю о царе скифов Скиле. Скил возвёл в Ольвии дворец в честь бога виноделия Диониса и украсил его изображениями грифонов и сфинксов из белого мрамора, который являлся дорогим материалом. Легенда о Скиле интересна нам по той причине, что мы видим сходство грифона и сфинкса в их связи с Дионисом. Это не единственный случай, когда грифон и сфинкс упоминаются вместе. От древнегреческого писателя II в. Павсания мы знаем, что на шлеме статуи Афины работы великого скульптора Фидия (V в. до н.э.) в центре был размещен сфинкс, а грифоны по бокам. Шлем с этими элементами не раз фигурировал на изображениях богини. Дополнительные украшения одежд Афины обычно выполняли функции оберегов, самый известный из которых эгида (накидка из козьей шкуры) и изображение Горгоны, отпугивающее всякое зло. Таким образом, изображения грифона и сфинкса должны были выполнять ту же роль. Ранее мы уже установили, что грифоны были грозными стражами, их защитная функция не оставляет сомнения. Но кто же такой греческий сфинкс и чем он отличается от египетского?

Лекиф краснофигурный с изображением сфинкса. Последняя треть V – начало IV вв. до н.э.
Лекиф краснофигурный с изображением сфинкса. Последняя треть V – начало IV вв. до н.э.

Изображения в античной вазописи часто воспроизводили сюжеты известных греческих мифов и легенд. Среди богатого собрания Исторического музея обращает на себя внимание чёрный лаковый сосуд — лекиф, украшенный краснофигурным изображением крылатой женщины с туловищем льва. Это тот самый мистический Сфинкс, или Сфинга. Бескрылый сфинкс — один из знаковых персонажей древнеегипетского искусства, но не меньшую популярность он приобрел и в античности.

Египет. Пирамиды и Большой сфинкс в Гизе. Фотоателье «Robertson&Berto», конец 1850– х– 1860– е гг.
Египет. Пирамиды и Большой сфинкс в Гизе. Фотоателье «Robertson&Berto», конец 1850– х– 1860– е гг.

Древние греки, по–видимому, позаимствовали диковинное чудовище, внеся новые черты в иконографию и окружив его иными фактами биографии. В древнегреческой традиции сфинкс является существом женского пола с телом льва и крыльями орла. Согласно наиболее распространённой версии, одним из порождений (наравне с Цербером и Гидрой) чудовищного великана Тифона, когда-то бросившего вызов самому Зевсу, и его жены змеедевы Ехидны. Более всего греческий сфинкс известен из трагедии Софокла  «Царь Эдип». По сюжету будущий фиванский царь сталкивается с чудовищем, которое умерщвляло всех случайных путников, после того как они не могли разгадать её загадку:

«Кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время».

Ответ, как мы помним, — человек в разном возрасте. До Эдипа сфинкс считалась непобедимым существом, а её изображения выполняли роль сильного оберега от зла.

Подвеска фигурная плоско– выпуклая в виде сфинкса. IV– III вв. до н.э.
Подвеска фигурная плоско– выпуклая в виде сфинкса. IV– III вв. до н.э.
Бляшка нашивная: сидящий грифон в профиль. Около 350 г. до н.э.
Бляшка нашивная: сидящий грифон в профиль. Около 350 г. до н.э.

Большинство известных нам изделий с изображениями грифонов и сфинксов являлись частью погребального инвентаря, грифонов мы видим и в качестве украшений на саркофагах. Дело в том, что грифоны не только хранили покой погребённого и его последнее пристанище, но и, будучи частью культа Диониса, олицетворяли непрерывный цикл жизни и смерти. Если считать, что грифон делил свои функции со сфинксом, то изображения дев с львиным телом возможно объяснить той же идеей.

Таким образом, два мифических существа разного происхождения в сознании жителей городов Северного Причерноморья приобрели определённое сходство в своих функциях защитников и спутников как при жизни, так в вечном покое. Будучи священными животными популярных богов, они стали широко известны по всей античной Ойкумене.

 

Автор — Черненко Виктория Геннадьевна, экскурсовод I категории экскурсионно–методического отдела

 

Литература:

  1. Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое исследование. — М.: Исторический музей, 2014. — 352 с.
  2. Путенихин В.П. В сердце Евразии (природа Урало– Поволжья в известиях древних писателей, ученых и путешественников). – Уфа: Китап, 2013. – С. 15– 18
  3. Шауб И. Ю. Черты дионисийского мифа в новелле Геродота о скифском царе Скиле //Античный мир и археология. Вып. 12. Саратов, 2006. – С. 345—349
  4. Braund D. Bosporan griffins and the Spartocids: some observations // Древности Боспора. Т. 24, М.: 2019. С. 72– 89

Выставки:

Античная вазопись из собрания Государственного исторического музея. Ярославль. 23.01.2019-01.07.2019