Исторический музей гордится своей обширной коллекцией древних рукописных и старопечатных книг. Сегодня мы вспомним о книге, которая была создана в середине XVI в. под редакцией сподвижника царя Ивана Грозного протопопа Сильвестра. Называется она «Домострой». Логично предположить, что рассказывается в ней, как построить дом. На самом же деле, в то время понятие «домострой» включало в себя устроение семейной жизни и домашнего хозяйства, которое основывалось на влиянии христианских ценностей, правил и норм на обычную каждодневную жизнь православного человека. Об этом говорит и полное название этого произведения: «Книга, называемая „Домострой“, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам».
Предназначена эта книга была прежде всего для главы семьи. Поэтому и хранился «Домострой» у хозяина на мужской половине дома. Вторая половина дома называлась женской и предназначалась для жены с младшими детьми и старших дочерей. Когда младшие сыновья подрастали и начиналась пора их обучения, то они переходили жить на мужскую половину. Обучение детей чтению проходило по церковным книгам. «Домострой» же, хоть и содержал «педагогические» советы, был книгой только для взрослых.
В одном из залов Исторического музея посетители могут увидеть «Домострой», созданный в XVII в. Это совсем небольшая книга, переписанная от руки. Хотя на тот момент уже существовали печатные книги, в первую очередь церковные, рукописный «Домострой» являлся не менее известным.
В те времена любая книга стоила достаточно дорого, поэтому в каждую стремились вместить как можно больше сведений. «Домострой» включает в себя огромное количество практических советов на все случаи жизни: как положено принять гостей и чем их угощать, как убрать и вычистить дом, как правильно хранить домашние припасы, как огород и сад разводить, как правильно одеться для выхода в церковь и даже о том, как с торговыми людьми расчёты вести. Так, «Домострой» представляет собой подробную энциклопедию хозяйственной жизни: «А в повседневном своем хозяйстве: и в лавке, и во всяком товаре, и в кладовой, и в комнатах, и в ремесле, и в приходе-расходе, в займах-долгах, — все заранее распределить, а потом уж и жить… Если же кто, не оценив себя… начнет, на людей глядя, жить не по средствам, то честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором». Пожалуй, такой совет может пригодиться и в сегодняшней жизни.
О чём может рассказать «Домострой» современным людям? Чем он для нас интересен? Благодаря этой книге мы можем узнать об идеале личных взаимоотношений между членами семьи: муж являлся главой семьи, отвечал за всех чад и домочадцев, как государь, бывший в ответе за всех своих подданных. Идея единого государства во главе с царём должна была проникнуть в каждую семью, где хозяин выступал как единоличный правитель. Получается, что эта удивительная книга помогала людям принять и понять политические изменения, происходившие в эпоху становления единой самодержавной власти.
Важнейшую роль в семейной жизни, согласно «Домострою», играла жена, которая вела домашнее хозяйство, следила за работой слуг в доме, поучала и воспитывала детей. Хотя жена выполняла основную работу по организации хозяйственной жизни в доме, она должна была во всём слушаться мужа и подчиняться ему. Хозяину полагалось жену не только поучать, а в особых случаях и «вежливенько побить, но без свидетелей». Основной же посыл «Домостроя» в другом:
«Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением… Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного».
Во все времена каждому родителю важно правильно воспитать своего ребёнка добрым, трудолюбивым, порядочным. В старину это было необходимо, ведь в старости родители могли рассчитывать только на своих детей. Сыновьям в знатных семьях обязательно давали образование, ведь они должны были нести государеву службу. Но «Домострой» говорит не только об обучении, но и о важности воспитания детей в уважении и заботе о родителях, а главное — об уважительном отношении к общественным нормам и правилам поведения. Детей учили трудолюбию, вежливости, уважению к старшим:
«Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку… Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая». Для эпохи средневековья характерно особенное представление о детях: к ним относились, как ко взрослым, только маленького роста. И так же, как ко взрослым, к ним применяли физические наказания за совершённые проступки. В обществе это не считалось грехом. А уж когда дети воспитаны в «добром наставлении и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию», то они и их родители будут «Богом помилованы и добрыми людьми похвалены…»
Правилам «Домостроя» следовали и князья, и бояре, и купцы, и зажиточные горожане. Эта книга была практически в каждом городском доме, поскольку регламентировала и частную, и общественную жизнь боярского и купеческого сословия. Изучая этот литературный памятник, можно удивляться, как много он вобрал в себя: это и духовно-нравственные поучения, и правила этикета, и хозяйственно-экономическая жизнь семьи и даже становление единой власти как в государстве, так и в каждой христианской семье.
«Домострой» не только один из знаменательных литературных памятников эпохи Ивана Грозного, но и важнейший исторический источник по изучению бытовой стороны жизни, который помогает погрузиться в прошлое и представить себе повседневную жизнь знатных и зажиточных слоёв общества в XVI–XVII вв.