Коронационный альбом Александра III

На этой неделе мы вспоминали о коронациях двух российских императоров – Александра III и Николая II – свидетелями которых стал Исторический музей. Отметим, что Исторический музей был официально открыт именно в дни коронации Александра III. Император с супругой побывали в музее 27 мая 1883 года.

В коллекции музея хранятся коронационные альбомы российских монархов, которые дают представление о том, как проходила церемонии коронации в Москве.


Коронация императора Александра III и его супруги Марии Федоровны состоялась в Москве 15 мая 1883 г. После официального празднования вышел церемониальный альбом под традиционным названием «Описание священного коронования их императорских величеств государя императора Александра Третьего и государыни императрицы Марии Федоровны всея России. 1883».

Александр III

Мария Федоровна

И.Н. Крамской. Портрет императора Александра III. Портрет императрицы Марии Федоровны. Хромолитография с оригиналов А. П. Соколова. Картографическое заведение А. А. Ильина. Санкт-Петербург.

В альбоме приведено тщательное, иногда поминутное, описание возведения на престол нового монарха. Первая глава открывается Манифестом и Высочайшим указом о создании специальной комиссии по организации торжеств под руководством министра Императорского Двора, генерал-адъютанта графа И. И. Воронцова-Дашкова. Далее следует повествование о подготовке Москвы к предстоящему событию, рассказ о прибытии венценосной четы, членов императорской фамилии и свиты из Петербурга и подробный план движения коронационной процессии из Петровского дворца в Кремль. Следующие семь глав посвящены проведению коронования и праздничных мероприятий.

Въезд А3 в Мск

Торжественный въезд в Москву. Хромолитография с оригинала К. А. Савицкого. Картографическое заведение А. А. Ильина. Санкт-Петербург.

Книгу формата grand folio украшают 27 хромолитографий на вклейках, представлены императорские регалии, портреты Александра III и Марии Федоровны, помещены многочисленные видовые и сюжетные изображения торжеств: вступление в Москву, «великий выход» со свитой в кафедральный Успенский собор, возложение на монарха короны, причащение и другие эпизоды основного церемониала.

Выход из храма Христа Спасителя. Хромолитография с оригинала В. П. Верещагина. Литография Н. К. Брезе. Санкт-Петербург.

9

Народный праздник на Ходынском поле. Хромолитография с оригинала В. Е. Маковского. Картографическое заведение А. А. Ильина. Санкт-Петербург.

12

Праздник в Сокольниках. Хромолитография с оригинала К. А. Савицкого. Картографическое заведение А. А. Ильина. Санкт-Петербург.

Коронационная книга вышла небольшим тиражом на русском и французском языках. Как и другие подобные издания, альбом о восшествии на престол Александра III не поступал в продажу. Он предназначался в первую очередь членам русской императорской фамилии и представителям правящих династий европейских монархий. Памятное издание презентовалось крупным сановникам и распространялось в государственных учреждениях. Например, нумерованный экземпляр № 22 был подарен Императорскому Российскому Историческому музею.

8

Освящение знамен Преображенского и Семеновского полков. Хромолитография с оригинала В. Е. Маковского. Литография Н. К. Брезе. Санкт-Петербург.

В 1883 г. впервые к участию во всех торжествах были допущены не только русские корреспонденты ежедневной печати, но и иностранные, оставившие многочисленные отзывы о церемонии священной коронации.

Исторический музей в дни коронации

ГИМ

Торжественный проезд через Красную площадь. Хромолитография с акварели Н. Н. Каразина. Литография Н. К. Брезе. Санкт-Петербург.

Визит императора в музей

Цит. по «В память священного коронования государя императора Александра III и государыни императрицы Марии Феодоровны», СПб, 1883 г.

«27 мая, в третьем часу пополудни, Их Императорские Величества прибыли в исторический музей, освящение которого было отложено до 2 июня. Императорский российский исторический музей в высшей степени интересен. Все детали его исполнены по древним образцам. Здание строено инженером А.А. Семеновым по плану, составленному им под указаниям ученой комиссии музея, а фасад сделан по рисункам академика В.О. Шервуда, в стиле XVI века. <…> Главный вход в музей, с Красной площади, ведет в сени, к которым применены украшения XVI века. <…> На главном своде изображено родословное древо государей российских, написанное по лазоревому полю восковыми красками академиков Ф.Г. Тороповым. Образцом служило такое же древо на паперти Преображенского собора в Ново-Спасском монастыре и подобные в других древних храмах. <…> Все стены и столбы сеней расписаны, по светло-желтому фону, травами, придерживаясь, главным образом, живописи на царском месте в новгорордском Софийском соборе. Мозаичный пол сеней сделан из красного и белого мрамора. <…>

Ко времени осмотра музея Государем Императором было открыто только десять зал, из которых каждая имеет специальный характер по составу своих собраний. Так I и II залы заключают в себе памятники каменного века, III и IV – памятники бронзового века, V – памятники железного века, VI – памятники эллино-скифские, VII – памятники от 988 до 1054 года,  VIII – памятники от 1054 до 1125 года. Остальные залы заняты памятниками греческих поселений на берегах Черного моря (Ольвии и Пантикапея), памятники Херсонеса, Кавказа и пр. В III зале вделаны в стены три большие карты Европейской России, Сибири и русских владений в Средней Азии; там же находится рельефная карта Кавказа. На картах обозначены места археологических раскопок и исследований; три первые карты исполнены инженер-топографом Жарковым. Кроме двух картин Семирадского, для музея изготовлены картины художниками Айвазовским, Бронниковым, Маковским, Васнецовым и Сорокиным.

Задолго до приезда Их Императорских Величеств, в сенях музея собрались все лица, участвующие в устройстве музея. Сюда же прибыл и министр народного просвещения И.Д. Делянов, ведомству которого подлежит означенный музей. Прежде Их Императорских Величеств прибыл его императорское высочество великий князь Сергей Александрович, Августейший председатель музея. Их Императорские величества при входе были встречены товарищем председателя — графом Уваровым, который и имел счастье объяснять Их Величествам как устройство зал, так и выставленные коллекции. Милостиво выслушивая объяснения, Их Величества оставались более часа в стенах музея».

Читать книгу онлайн

Одним из непременных атрибутов коронации являлась иллюминация. В частности, был иллюминирован и фасад Исторического музея: «Над его портиком, со стороны Кремля, поместили огромный в три яруса щит с двуглавым орлом посередине. Вправо от Воскресенских ворот на Историческом музее висел герб Москвы, окруженный звездами. Со стороны Воскресенской площади на Историческом музее красовался щит, окруженный звездами, с короной наверху и вензелями Их Величеств посередине» (цит. по «Писание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Третьего и Государыни Императрицы Марии Феодоровны, с. 29).