Древняя земля провинции Шаньси справедливо считается колыбелью китайской цивилизации. По легенде именно здесь захоронен легендарный император Яо, четвертый из Пяти Древних Императоров, изобретатель сельскохозяйственного календаря. Музей провинции хранит множество древностей – следов минувших эпох от палеолита до средневековья. Однако, посещая столицу Шаньси — город Тайюань, путешественник не увидит почти никаких напоминаний о двух с половиной тысячах лет его прошлого. Современный Тайюань устремлен в будущее – это город угольной и космической промышленности, город банков и небоскребов. Здесь нет времени на размышления об ушедших столетиях. История затаилась в парках.
Один из таких природно-исторических заповедников — гора Мэншань в двадцати километрах к юго-западу от Тайюаня. Здесь чудом сохранилась древнейшая в Китае гигантская статуя Будды Шакьямуни или Будда Западной скалы, как называют его местные жители.
Ранняя весна в горах. Солнце уже вполне ощутимо припекает, но навстречу ему еще не раскрылись цветы, которыми усыпаны склоны Мэншани. В этом есть некоторые плюсы: туристы со всего Китая тоже еще не приехали. Электрокар везет нас к храму Гуаньинь, с которого начинается пеший маршрут.
Бодхисатва Гуаньинь изначально изображалась в образе мужчины. Однако, начиная с эпохи Тан (618 – 906 гг.), скульпторы относили ее уже к женскому полу. Китайское имя Гуаньинь – Цзю-ку означает «спаситель от страданий». К ней обращались за помощью те, у кого случилось горе, кающиеся грешники, и заботливые матери, пекущиеся о будущем своих детей.
Мэншанский храм Гуаньнь построен в начале XVII в. Вход, как и во многих буддийских храмах охраняет каменный лев. Миновав грозного стража, мы входим во внутренний двор храма, обрамлённый с обеих сторон монашескими кельями. Внутри храма восседает бронзовая статуя богини, укрытая золотым плащом. По сторонам сидят святые, облаченные в плащи и ленты. С улицы доносится аромат благовоний, зажженных посетителями.
Покинув храм Гуаньинь, мы начинаем подниматься в гору. После шумного Тайюаня тишина горного парка – подлинное наслаждение. Невольно вспоминаются строки средневекового поэта Бо Цзюйи, уроженца Тайюаня, который наверняка посещал мэншанского Будду:
Я назад обернулся и вздыхаю о тяготах мира,
Где цветенье и слава преходящи, как быстрые воды,
Где печали и беды поднимаются выше, чем горы.
Только горе изведав, знаешь радости полную цену,
После суетной жизни станет милым блаженство покоя.
Никогда не слыхал я, чтобы птица, сидевшая в клетке,
Улетев на свободу, захотела вернуться обратно.
Подъем по бесконечным лестницам сопровождается буддийскими мелодиями, которые звучат из замаскированных под камни динамиков. Постепенно, ветви деревьев, закрывающие небосвод, расступаются, и мы впервые встречаем Будду.
Однако до встречи с ним еще далеко. Путь наверх лежит через храм Кайхуа, где восседает Железный Будда. Перед храмом, среди невысоких деревьев, которые скоро покроются цветами, а пока украшены алыми лентами, возвышается башня Ляньли. Ее название в переводе с китайского означает «Сросшаяся башня». Это строение было возведено в 990 г., во время правления династии Северная Сун.
Храм Кайхуа действует по сей день. У входа молящиеся покупают благовония, чтобы зажечь их перед входом в золотой зал, где размещены статуи. Под сводами зала сидит Железный Будда. В полумраке помещения детали статуи было бы сложно разглядеть, но темное железо, из которого выкованы Будда и предстоящие, оттенено золотом укрывающих скульптуры плащей.
Над храмом в роще туевых кустарников скрыто буддийское кладбище. Надмогильные сооружения – ступы, украшены барельефами, изображающими цветы, тигров и фениксов.
Наконец мы поднимаемся к самому Великому Будде Западной Скалы. Сооружение скульптуры было начато в 551 г. по приказу Гао Яна, правителя из династии Северная Ци. Таким образом, на горе Меншань находится одна из древнейших в Китае гигантских скульптур. Для того чтобы превратить известняковую скалу в монументальное произведение искусства, мастерам потребовалось 24 года. Первоначальная высота статуи 63 метра. Будда Шакьямуни изображен в позе дхьяна-мудра – позе медитации, при которой сложенные ладони покоятся на скрещенных ногах. Времена династий Суй (581 – 618 гг.) и Тан (618 – 907 гг.) стали эпохой расцвета буддизма в Китае. Тайюань был одним из центров этой религии, храм Кайхуа наводнили паломники и, конечно, особого почитания удостоилось меншанское изваяние. Танские император Ли Чжи и его супруга У Цзэтян (единственная в истории Китая женщина, принявшая после смерти мужа императорский титул) высоко ценили именно Великого Будду Западной скалы. Однако дни славы не вечны, и в конце основанной монгольскм ханом Хубилаем династии Юань (1279 – 1368 гг.), храм Кайхуа был разрушен, а статуя сильно повреждена и заброшена на долгие годы. Когда в XX в. поблизости начали угольные разработки, никто не думал, какой огромный вред они наносят культурному наследию Китая.
Только в 2005 г. один из местных крестьян обнаружил обезглавленную скульптуру. Власти откликнулись на призыв населения волости Цзиньюань города Тайюань, и начался долгий и дорогостоящий процесс реставрации. Будде восстановили утраченную голову, сегодня он благосклонно взирает из-под прикрытых век на многочисленных туристов как со всех концов Поднебесной, так и из других стран. Хочется верить, что его покой больше не будет нарушен.
Автор: Анна Кадиева