Блог Исторического музея

В собрании Исторического музея хранится уникальная коллекция древнерусских книг, среди которых числится второй по древности точно датированный рукописный памятник, дошедший до наших дней. Далее пойдёт речь об «Изборнике князя Святослава» 1073 г.
Изборник представляет собой старинную рукопись на 266 листах, написанную на пергамене, специальным образом выделанной телячьей коже. Текст выполнен уставным письмом, каллиграфическим вариантом кириллицы, в два столбца. Буквы в Изборнике имеют почти квадратные пропорции и отличаются прямолинейностью и угловатостью форм. Возможно, Изборник на протяжении длительного времени служил примером написания произведений русской литературы, поскольку уставное письмо существовало в русском государстве с ХI по ХVІ вв.
Слово «изборник» (събор, соборник, сборник) было широко распространено в период Древней Руси и применялось к рукописным сборникам, состоявшим из компиляции разных книг и переводов. Среди них можно встретить литературу поучительного содержания, в которой художественная форма использовалась для формирования нравственного образа людей того времени. Первым подобным дошедшим до нас художественным произведением, объединившим в себе сочинения из нескольких книг и переводов, стал «Изборник князя Святослава» 1073 г.


В состав Изборника входят более 380 статей. В них содержатся ответы на различные вопросы философско-богословского, риторического, нравственного и даже исторического содержания. Большинство статей построены в форме беседы автора с читателем, вопросов и ответов. Содержание Изборника затрагивает принципы христианской морали, повествует о смыслах некоторых религиозных обрядов. Многие статьи рукописи связаны также с разъяснением текстов Священного Писания и их толкованием. Благодаря Изборнику читатель имел возможность узнать имена авторов библейских книг, позднеантичных и византийских христианских писателей III–IX вв. н. э. Кроме богословских и церковно-канонических вопросов, в Изборнике встречаются статьи по ботанике, зоологии, медицине, астрологии, грамматике и поэтике, отражающие развитие этих областей знания для своего времени. Энциклопедический характер и структура сборника нашли отражение в его заглавии: «Сбор от мног отец, толкования о неразумных словесех, в Евангелии, и в Апостоле, и в иных книгах, вкратце сложена на память и на готов ответ». Так, характерную особенность Изборника 1073 г. составляет его энциклопедизм.
В Древней Руси зачастую книги называли по имени заказчика. Святослав Ярославич был третьим сыном Ярослава Мудрого, в 1073 г. стал великим киевским князем. Именно этим годом датируется рукопись Изборника. Судьба этого древнерусского памятника таит множество загадок. Обратимся же к истории его находки и исследования.


Изборник был обнаружен К. Ф. Калайдовичем и П. М. Строевым в библиотеке Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой во время археографической поездки 1817–1818 гг. Внимание исследователей привлекло одновременно несколько примечательных деталей. В конце Изборника на 263-м листе помещено послесловие о написании рукописи, которое содержало имя писца «Иоанна диака», написавшего «Изборник с великому князю Святославу» в 1073 г.  Имя и титул заказчика были написаны поверх стёртого текста, что привело некоторых исследователей к заключению, что заказчиком Изборника был вовсе не князь Святослав, под именем которого рукопись и стала известна, а его старший брат, киевский князь Изяслав. В результате княжеских распрей рукопись попала в руки нового киевского князя Святослава, брата Изяслава. Существует также другая версия. Она предполагает, что имя Святослава было написано поверх стёртого имени болгарского царя Симеона. Утверждение обосновывается тем, что Изборник является копией с рукописи, переписанной для Симеона, которая, в свою очередь, была скопирована с более древнего греческого протографа.

История Изборника покрыта тайной до конца XIV в. На 122-м листе существует незаконченная приписка, сделанная отличным от остального в рукописи почерком:

«Благоверный и христолюбивый и священный епископ Дионисий, первое большим бысть должен штое».

Кем же являлся упомянутый епископ Дионисий? Выдающийся историк Д. С. Лихачёв пришёл к выводу, что человек, оставивший эту подпись, жил в XIV в., был монахом Киево-Печерского монастыря и стал позже епископом Суздальским и Нижегородским [1, с. 42–44]. Надпись Дионисий мог сделать во время поездки в Константинополь в 1381 г. или перед ней для создания архиепископии с назначением его архиепископом. Только до этой даты Дионисий мог быть назван «епископом», а не «архиепископом». Слова «большим бысть должен», очевидно, относились к цели этой поездки в Константинополь: добиться архиепископии для своей епархии. Так, можно заключить, что при епископе Дионисии Изборник Святослава 1073 г. находился в Суздальско-Нижегородской епархии. Возможно, Дионисий, ведавший киевскими книжными ценностями, привёз рукопись в свою епархию из Киева.

В Изборнике существует ещё одна приписка, оставленная писцом Онфимом в начале XV в. Тогда Изборник, вероятно, находился в Москве в Андрониковом мужском монастыре, где в 1403 г. с него был сделан список на пергамене. Онфим как раз мог оставить заметки на копируемом оригинале. Предположительно в середине XVII в. древняя роскошно оформленная рукопись Изборника привлекла внимание патриарха Никона и поступила в библиотеку его подмосковной резиденции Новоиерусалимского монастыря, где Изборник и был обнаружен уже в XIX в.
Изборник до сих пор остаётся под пристальным вниманием учёных, что объясняется необычностью памятника как по его содержанию, так и по его художественному оформлению.

Князь Святослав заказал художнику две миниатюры. Выполненные изображения расположены на двух листах рукописи. На первом можно увидеть Святослава в кругу членов его семьи (княгини и сыновей). Князь держит в руках предположительно саму рукопись Изборника. Обращают на себя внимание одеяния Святослава и его семьи —— роскошные длиннополые одежды с золотым шитьём, шапки с меховыми опушками, мягкие кожаные сапоги. Первую миниатюру с изображением князя Святослава с княгиней и сыновьями историки искусства называют «первым русским светским портретом». На второй миниатюре можно увидеть «Спаса на престоле». Изображение написано золотом, обрамлено в роскошную орнаментальную рамку и содержит в себе похвалу князю как заказчику книги.

Не только миниатюры украшают рукопись. Изборник отличается богатейшим декором, восходящим к византийским памятникам IX–X вв. Страницы рукописи обрамлены роскошными орнаментами из мельчайших крестиков, жемчужин, цветков, а по краям рисунка можно увидеть павлинов, куропаток, львов, зайцев. В разделе «календарных» систем на полях представлены рисунки с изображениями знаков зодиака.

Изборник стал первой русской энциклопедией, охватывающей широчайший круг вопросов. Этим, а также целым рядом созданных с Изборника копий, и можно объяснить огромную популярность этой книги на Руси. Текст рукописи нередко использовался при составлении русских оригинальных сборников. Д. С. Лихачёв доказал, что уже в XIV в. шёл процесс возрождения русской культуры после монгольского нашествия [Там же, с. 80]. Этот процесс имел фундаментальное значение —— в условиях ордынского завоевания начался процесс формирования русского централизованного государства. Централизация проходила в том числе и на культурной основе. Так, среди памятников письменности Древней Руси, которые в эпоху объединения русских земель приобрели вторую жизнь, видное место занимает Изборник Святослава.

Использованная литература:
1. Лихачёв Д. С. К вопросу о судьбе рукописи Изборника 1073 г. в XIV в. // Русско-болгарские фольклорные и литературные связи. Л., 1976. Т. 1.С. 42–44.
2. Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.
3. Лёвочкин И. В. Уваровский список изборника 1073 г. // Советское славяноведение, 1982, № 5. С. 91–94.
4. Лёвочкин И. В. Синодальный список Изборника Святослава // ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 150–156.