«За верность и ревность» — Блог Исторического музея

«За верность и ревность»

В ночь на 25 ноября 1741 года дочь Петра Великого, Елизавета Петровна, совершила самый бескровный дворцовый переворот в истории России. Без единого выстрела и кровопролития она, в сопровождении гвардейцев Преображенского полка, вошла в Зимний дворец. Сотрудник французского посольства писал после переворота: «…я увидел четыреста гренадер, во главе которых находилась прекраснейшая и милостивейшая из государынь. Она одна, твердой поступью, а за ней и ее свита направилась ко дворцу». К утру был готов манифест о восшествии на престол Елизаветы Петровны и текст присяги. Одновременно с этим Елизавета наградила званиями самых преданных ей людей. Особенно она отметила гвардию и полки Петербурга, а гренадерскую роту Преображенского полка императрица повелела называть лейб-компанией. В именном указе от 31 декабря 1741 года говорилось:

«А гренадерскую роту Преображенского полка жалуем: определяем ей имя — Лейб-Компания, в которой капитанское место Мы, Наше Императорское Величество, соизволяем сами содержать и оною командовать, а в каком числе, каких чинов оная Наша Лейб-Компания состоять имеет, и, какие ранги обер- и унтер-офицерам и рядовым Мы Всемилостивейше пожаловали, то следует при сем…»

Единственной обязанностью лейб-гвардии была охрана императрицы и императорской семьи: пятьдесят человек под командованием графа Алексея Григорьевича Разумовского несли ежедневный караул во дворце. В благодарность за службу и поддержку Елизавета Петровна завела традицию 24 ноября каждого года обедать или ужинать с лейб-компанией и придерживалась ее вплоть до 1754 г.  Все военные, состоявшие в лейб-гвардии, стали потомственными дворянами, им пожаловали имения и земли в разных городах и губерниях, а сама Елизавета Петровна приняла звание капитана. Титулы давали право использовать гербы. Под руководством герольдмейстера Василия Евдокимовича Адодурова в Герольдии был разработан и утвержден проект особого лейб-компанского герба с девизом: «За верность и ревность».  Планировалось изобразить больше 300 индивидуальных гербов как можно скорее, внести изменения в те дворянские гербы, которые уже существовали у лейб-компанцев высокого происхождения и подготовить грамоты на дворянство. В тот момент в Герольдмейстерской конторе работал лишь один рисовальщик – Иван Чернавский, который был не в силах в одиночку нарисовать такое огромное количество гербов и изготовить к ним дипломы. Василий Евдокимович, опасаясь не успеть к сроку, запросил у Сената под свое начало еще десять живописцев. Из разных ведомств, таких как Инженерный корпус, Кадетский корпус, Академия наук и проч. прислали восемь человек, среди которых были Максим Арганецкий и Яков Нечаев. Они показали себя такими опытными и талантливыми мастерами, что впоследствии были зачислены в Герольдмейстерскую контору на постоянную работу. Несмотря на пополнение штата, работа над гербами велась медленно, на изготовление диплома и герба уходило не менее трех недель. Императрица, недовольная темпами работы, отказалась от подписания дипломов и грамот, пока не будет готов весь необходимый объем. В 1746 г., когда часть дипломов была готова и даже подписана императрицей, она издала указ о запрете использования выражения «данные гербы употреблять при браках и погребениях», которое уже было вписано в готовые дипломы. К тому же, вначале считалось, что датой утверждения лейб-компании было 31 декабря 1741 г., что и было вписано в уже изданные дипломы, но на самом деле гренадерская рота Преображенского полка была «пожалована» лейб-компанией 18 декабря 1741 г., в день рождения Елизаветы Петровны. Императрица повелела вернуть дипломы с неправильными датами в Герольдмейстерскую контору и переделать. Адодуров увеличил штат до тридцати живописцев, надеясь окончить работу к ноябрю 1749 г.

Тройницкий, Сергей Николаевич (1882-1948). Гербы лейб-компании обер и унтер офицеров и рядовых / Составил С. Тройницкий ; Рисовал О. Шарлемань. Петроград [1914]
Тройницкий, Сергей Николаевич (1882-1948). Гербы лейб-компании обер и унтер офицеров и рядовых / Составил С. Тройницкий ; Рисовал О. Шарлемань. Петроград [1914]
Некоторые из гербов были вписаны в Дворянскую книгу. В «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (СПб., 1799–1840) вошло лишь 55 лейб-компанских гербов, в то время как при Елизавете Петровне было утверждено 220. Многие из лейб-компанцев гербы так и не получили по причине смерти или исключения из лейб-гвардии в качестве наказания за неподобающее поведение. Отдельного лейб-компанского гербовника не издавалось, гербы были разобщены и не собраны под одной обложкой. На долгие годы они были забыты историками.

В начале XX в. геральдическая наука переживает значительный подъем, продиктованный модой: Серебряный век придавал особое значение символам. Эмблемы и знаки, за которыми крылись особые смыслы, стали важной частью визуального языка этого времени, что спровоцировало больший интерес и к историческим гербам.

В 1914 г. в Петрограде вышел труд известного геральдиста и искусствоведа Сергея Николаевича Тройницкого (1882–1948) «Гербы Лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых», в котором автор задался целью собрать, изучить и издать все известные лейб-компанские гербы под одной обложкой.

Тройницкий родился в Вятке в семье потомственного дворянина сенатора Николая Александровича Тройницкого (1842–1913), окончил знаменитое петербургское Училище правоведения, затем учился в Германии в Мюнхенском университете. В 1908 г. Сергей Николаевич стал сотрудником Эрмитажа, где трудился в отделе драгоценностей. В 1917 г., в результате голосования среди коллег, он получил должность директора и пробыл на ней десять лет, после чего стал заведующим историко-художественным отделом. Все свое время работы в Эрмитаже Тройницкий отчаянно пытался спасти музейные сокровища от продажи за рубеж и в частные коллекции. Его лишили должности заведующего и окончательно уволили в 1931 г., и Сергей Николаевич был вынужден работать антикварным экспертом во Всесоюзном объединении по экспорту «Антиквариат», пока его не сослали в Уфу как «социально опасный элемент». Через три года Сергей Николаевич вернулся из ссылки, поселился в Москве и работал в Музее фарфора и фаянса в Кусково и в ГМИИ им. Пушкина заведующим отделом декоративного искусства.

 

В предисловии к «Гербам Лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых» С. Н. Тройницкий пишет, что «целью нашей была не история лейб-компании или лейб-компанцев, а лишь издание их гербов, представляющих интересную и однородную группу и, в большинстве, не изданных…».  Данный труд посвящен управляющему гербовым отделением Департамента Герольдии Александру Платоновичу Барсукову (1839–1914), благодаря содействию которого издание увидело свет. Напечатана книга в типографии «Сириус», которую основал на собственные средства С. Н. Тройницкий с двумя другими выпускниками Училища правоведения — А. А. Трубниковым и М. Н. Бурнашевым. Изначально типография была основана с целью выпустить «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, но в итоге в ее стенах печатали: журнал «Гербовед» (1913–1914), «Гербы Лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых», «Гербы командира и офицеров брига “Меркурия”» (Петроград, 1915) и другие многочисленные труды по генеалогии. В здании типографии временно располагалась редакция журнала «Старые годы» (Петроград, 1907–1916 гг.), который печатался там же. Журнал имел большой успех у аудитории за счет своего прекрасного исполнения. С ростом его популярности тираж увеличивался, что дало «Сириусу» возможность благополучно просуществовать больше десяти лет. Типография была конфискована после 1917 г., когда журнал перестал выпускаться.

 

Аккуратные и точные изображения гербов к изданию выполнил известный художник и архитектор, академик Императорской Академии художеств, Иосиф (Осип) Адольфович Шарлемань (1880–1957 гг.), выходец из известной династии художников и архитекторов. Помимо блестящего исполнения гербов лейб-компании, И. А. Шарлемань, а также В.К. Лукомский, С.Н. Тройницкий, барон А.Е. Фелькерзам, В.Я. Чемберс и Г.И. Нарбут приняли участие в издании журнала «Гербовед». Тройницкий даже выпустил по этому поводу шуточную брошюру «Реестр шести знатным особам» (СПб., 1913), в которую поместил герб художника и подписал его: «Шарлемань, Осип Адольфов, роду французского и живописецкого ибо и другие его сородичи тем же славны были».

Все гербы лейб-кампанцев имеют общие элементы: на черном поле щита золотое стропило с изображением трех горящих гранат, над стропилом две пятиугольные звезды, под стропилом одна такая же звезда. Щит увенчан дворянским шлемом, а вместо нашлемника – лейб-кампанская шапка со страусиными перьями. Гербы имели ограниченный набор цветов, использованный в мундирах: зеленый, красный, черный, золотой и серебряный. У тех лейб-компанцев, чей герб создавался впервые, символика отличалась характерными особенностями, взятыми соответственно фамилии: у Волкова в гербе фигурирует стоящий на задних лапах волк, у Козлова – голова козла, у Рыбакова – рыболовные крючки в ряд, у Муравьева все правое поле заполнено муравьями и т.д. Значительно отличаются от них графские гербы (Воронцовы и Шуваловы), где добавили лейб-компанскую эмблему во главу щита, а в графских (Разумовские и Гендриковы) изменений нет. После каждого герба расположено словесное описание с подробным перечислением цветов. В приложении помещен указатель фамилий гвардейцев императрицы Елизаветы Петровны с краткими биографическими справками.

 

В отделе книжного фонда Государственного исторического музея хранится четыре экземпляра «Гербов Лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых». Три из них с черно-белыми иллюстрациями. Четвертый экземпляр принадлежал художнику-любителю, коллекционеру и исследователю русской старины Александру Константиновичу Пожарскому (1862–1945) и представляет особый интерес: он вручную раскрашен акварелью. Цвета гербов строго соответствуют описанию. Книга в издательской бумажной зеленой обложке, украшенной лейб-компанской шапкой с тремя страусиными перьями.

На верхнем форзаце книги наклеен прямоугольный сюжетный экслибрис, составленный самим Александром Константиновичем. По исполнению экслибриса можно заметить, что автор обладал определенным мастерством в изобразительном искусстве. На книжном знаке предметы русской старины изящно расположены вокруг силуэта Пожарского, заключенного в овал с лентой. Буквы стилизованы под древнерусский шрифт. В экслибрисе Пожарский выразил свою увлеченность историей и собирательством предметов прошлого. Однако коллекционирование не было основным его занятием, А. К. Пожарский связал жизнь с военной карьерой, в которой добился определенных высот. Закончив Псковскую военную гимназию, он был зачислен в Санкт-Петербургский полк короля Прусского.  В 1911 г. Пожарский закончил службу, вышел в отставку полковником, перебрался на постоянное жительство в Москву и посвятил себя любимому делу — коллекционированию. О своих находках на развалах и в магазинах Пожарский часто писал письма троюродному брату, известному русскому генеалогу и историку русской литературы, Борису Львовичу Модзалевскому (1874–1928). Особую страсть Александра Константиновича составляли книги. В одном из писем он писал: «из Петербурга я привез 17 пудов книг», что в пересчете на современные единицы измерения составляет около 278 кг. После отставки, уже из Москвы, Пожарский поделился с Борисом Львовичем радостью: «На новой квартире я устроился довольно уютно, отведя одну комнату под библиотеку и заведя для нее новую обстановку из старого красного дерева мебели 20-х годов». После революции 1917 г. в его квартире учредили «музей бытовых древностей», которым заведовал сам Пожарский, а с 1925 г. он стал содержать небольшой книжный ларек, не переставая собирать книги: обширная коллекция занимала уже 15 шкафов. После смерти Александра Константиновича в 1928 г. предметы, которые он собирал много лет, разошлись по частным владельцам и разным организациям. Экземпляр А. К. Пожарского оказался в коллекции Александра Александровича Сиверса (1866–1954), русского нумизмата и генеалога. В декабре 1956 г. его падчерица, Ольга Борисовна Бредихина, продала часть книжной коллекции в Исторический музей.

Трудно переоценить значение «Гербов лейб-кампании обер и утнер офицеров и рядовых» для генеалогов, изучающих историю дворянских родов. С. Н. Тройницкий тщательно собрал известные гербы лейб-компании, которая является важной частью истории восхождения на престол Елизаветы Петровны, и ввел в научный оборот значительный массив информации. А ручная раскраска гербов, выполненная, возможно, А. К. Пожарским, делает экземпляр Исторического музея уникальным.

Автор — Анастасия Владимировна Булатова, научный сотрудник отдела книжного фонда