«Краше вилл италийских и пагод индийских». Часть I.

Поиски истоков необычной архитектуры храма Василия Блаженного занимают умы ученых уже не одно столетие. Оригинальную версию выдвинули в конце XX века татарские исследователи: архитектура храма имеет исламское происхождение. Покровский собор построен после взятия Казани и в честь этой победы, и зодчие заимствовали идеи из исламской архитектуры. Ученые сравнивают архитектуру православного храма с мусульманскими памятниками. Какие аргументы они используют?
Отсутствие главного фасада. Действительно, изначально собор Покрова Пресвятой Богородицы имел совершенно иную архитектурную композицию. У него не было выделенного фасада, столь привычного для знаковых сооружений на Руси.
Прежде всего, это объясняется тем, что во времена строительства собора, в середине XVI в., не было и Красной площади. Храм выстроен на открытом пространстве, на высоком берегу Москвы-реки, и со всех сторон выглядел одинаково нарядно, оригинально и величественно.

собор

Вот что писал немецкий путешественник Блазиус, 1840-е гг.:
«Церковь производит впечатление изумительное, поражающее европейскую мысль… Когда я в первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это такое: колоссальное растение, группа крытых скал или здание? Рассмотревши, что действительно это церковь, и тут ничего не понимаешь, не видишь, сколько сторон у здания, где его лицо – фасад?»
Действительно, черта не характерная для православного храма. Обычно у храма есть «лицо», то есть фасад, повернутое к улице, площади. Идея круглого храма вытекала из первоначального замысла. В нем ясно прочитывается отчетливая центрическая композиция: 4 большие и 4 малые церкви окружают самую большую центральную церковь. Это уже потом, во второй половине XVII в., в соборе появились крыльца со стороны Кремля. Их пристройка зрительно выделила западный фасад собора. А со временем, когда Красная площадь начинает приобретать статус главной площади столицы, северная сторона собора автоматически становится его фасадом.