«Краше вилл италийских и пагод индийских». Часть III. — Блог Исторического музея

«Краше вилл италийских и пагод индийских». Часть III.

Ученые привыкли оперировать фактами и аргументами. Бесспорно, источники для историков – залог достоверных версий и суждений. Однако, для доказательства того, что собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву наследует мусульманские архитектурные традиции, у казанских исследователей явно недостаточная источниковедческая база.

Например, рассуждения о сходстве архитектурной композиции храма и знаменитой казанской мечети Кул Шариф. По мнению исследователей,  царь Иван IV, завоевав Казань, был очарован многими строениями города, в том числе и мечетью Кул Шариф. Он приказал зодчим Постнику и Барме построить в центре Москвы церковь наподобие казанской святыни. Эта церковь должна была символизировать победу Ивана IV над Казанью.

Трудно представить, что царь, строя на века православный храм-памятник в честь взятия Казани, будет ориентироваться на исламский храм. Мечеть Кул Шариф была стерта с лица земли как раз во время штурма Казани русскими войсками. Татары в то время являлись вековыми врагами Руси, и выбрать их святыню для подражания было нелогично русского царя.

ночь

Покровский собор часто называют революционным решением в русской архитектуре середины XVI в. Действительно, в предшествующих древнерусских памятниках архитектуры мы не найдем такое сложное и смелое решение. Однако во времена строительства собора существовало множество каменных храмов, которые могли служить примерами для подражания и вдохновения зодчим. Так, например, известно, что высокое шатровое завершение центральной церкви повторяет церковь Вознесения в селе Коломенском. А идея многопрестольного храма центрической композиции – так называемого идеального храма – была к тому времени разработана итальянскими архитекторами  и учеными Донато Браманте и Леонардо да Винчи.