Самый животрепещущий вопрос посетителей музея «Покровский собор» звучит так: «А правда, что Иван Грозный ослепил строителей храма Постника и Барму?». Скажем прямо, нет достоверного ответа на этот вопрос. Запутанная какая-то история с этими строителями. Но мы поделимся с вами рассуждениями.
Сообщая о завершении строительства собора, летопись умалчивает о тех, кто построил его. Единственное упоминание имен зодчих мы находим в «Житии митрополита Ионы» конца XVI в.: «И потом дарова Бог дву мастеров русских Посника и Барму. И быша премудрии и удобни таковому чюдному делу…».
Однако уже в следующем столетии москвичи благополучно позабыли, кто построил храм на Красной площади. В те времена Москву часто посещали иностранные посольства к царю, и сопровождающие их ученые люди стремились узнать, что из себя представляет эта загадочная Россия. Они составляли после путешествия записки, в которых отмечали, что в центре Москвы стоит чудо чудное, диво дивное – Покровский собор. Конечно, они задавались вопросом, кто же смог построить этот храм. Но получить ответ на этот вопрос они не могли. И вот что писали в своих записках:
«Вне Кремля, в Китай-городе, по правую сторону от больших кремлевских ворот стоит искусно построенная церковь святой Троицы, которую немцы зовут Иерусалимом, строитель которой, по окончании ее, ослеплен был тираном, чтобы уже впредь ничего подобного не строить».
(Олеарий А. Новое описание путешествия на Восток магистра Адама Олеария)
«Непосредственно за крепостью, в части города, называемой Китай-город, по правую руку от ворот крепости находится церковь, которая называется Иерусалимом и построена очень искусно. Говорят, что строитель после окончания работы был лишен зрения тираном, чтобы он уж больше не был в состоянии создать что-нибудь столь великолепное».
(Койэтт Балтазар. Исторический рассказ или описание путешествия Конрада Ван Кленка, чрезвычайного посла высокомощных (Генеральных) Штатов (Соединенных Нидерландов) и принца Оранского к великому государю царю и великому князю Московскому)
«Китай-город, с длинной, вымощенной гладкими бревнами и широкой площадью примыкающий к Кремлю, — часть Москвы. Особенное ее украшение составляет преизящная церковь, которую москвитяне называют Святой Троицей, а немцы – Иерусалимом, в особенности замечательная тем, что злополучный строитель ее по окончании работы, вместо награды, был по приказанию царя ослеплен. Тиран, видно, боялся, что если такой художник построит потом где-нибудь еще церковь, то у этой отнимет право называться единственной в своем роде».
(Таннер Б. Посольство польско-литовское в Московию в 1678 году.)
Таким образом, мы видим, что в записках иностранцев впервые связывается кровавый поступок царя Ивана Васильевича с зодчим Покровского собора. Подчеркнем, с одним, а не с двумя. Впечатленные красотой русского храма иностранцы хотели сообщить хоть какие-то подробности о его создателе и приводили широко распространенную в средневековой Европе легенду о страшном наказании выдающихся архитекторов.
Шло время, начали появляться путеводители по достопримечательностям Москвы. За неимением других данных авторы пользовались сведениями иностранцев. И только в конце XIX в. протоиерей Покровского собора, неутомимый исследователь истории храма И.И. Кузнецов обнаружил в Житии митрополита Ионы имена Постника и Бармы. Но их судьба по-прежнему оставалась неизвестной, а труд Кузнецова не получил широкой огласки. Легенда об ослеплении оказалась живучее и притягательнее. Настолько, что в 1938 г. советский поэт Дмитрий Кедрин написал поэму «Зодчие». И впервые в ней связал воедино Постника и Барму с деяниями царя. Поэтическое слово оказалось настолько сильным, что запомнилось навсегда. Мрачная легенда удачно дополняла образ грозного царя.
Что можно противопоставить этому жестокому решению Ивана Грозного? Зодчие, умелые мастера на Руси не успевали справляться с возрастающими запросами царя. Именно поэтому часто приглашали иностранных зодчих, в частности, итальянцев. Царь Иван Васильевич IV, действительно, отличался жестоким нравом, и много казней совершалось в его правление. Существуют подробные списки казненных, однако зодчие, построившие собор, в них не указаны. Вряд ли русские летописцы опустили бы такую подробность о Постнике и Барме, но ни в одном письменном источнике об этом нет ни слова.
Есть и совсем другая версия: многие историки архитектуры склонны полагать, что в строительстве собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву принимали участие западноевропейские мастера. А, может быть, даже и руководили этим процессом…