«Ай да Пушкин!». Часть I — Блог Исторического музея

«Ай да Пушкин!». Часть I

6 июня в России отмечается Пушкинский день

6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин.

«Пушкин – наше всё», – сказал поэт Аполлон Григорьев. Именно в творчестве Пушкина каждый, от ребенка и до взрослого, к какой бы социальной и профессиональной группе он не принадлежал, всегда может найти ответы на все, и даже самые сложные, вопросы жизни, своей личной и всей страны. Пушкинские строки давно вошли в наш обиход и стали повседневными цитатами. «Всё написанное Пушкиным, – говорил известный историк В.О. Ключевский, – исторический документ, длинный ряд его произведений – поэтическая летопись времени». Наш рассказ – это дань светлой памяти величайшего русского поэта, выдающегося прозаика и драматурга, публициста, критика, а также замечательного историка и талантливого человека, ставшего национальной гордостью России!

Село Михайловское Псковской губернии, родовое имение Ганнибалов-Пушкиных. Здесь с августа 1824 по сентябрь 1826 года Александром Сергеевичем было написано более ста произведений.

 
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
                     («Евгений Онегин»)

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
(«Деревня»)

Осенью 1825 года, в возрасте 26 лет, поэт впервые обратился к исторической теме, и к самой сложной из её страниц, к эпохе Смутного времени, в которой замысловато перемешались истина и вымысел, в которой не было однозначных героев и событий, в которой так сложно разобраться и нынешним исследователям.    

        «Изучение Шекспира, Карамзина и наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох нашей истории, – писал о своем новом сочинении Пушкин,Шекспиру подражал я в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык того времени».

«Романтическою трагедией» назвал Александр Сергеевич свое сочинение «Борис Годунов», совершенно непохожее на то, что было написано им прежде.

 
Пимен
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя…
………………………………………………….
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют…
………………………………………………….
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.

Образ монаха-летописца Пимена, созданный Пушкиным, передал суть мировосприятия поэта. Для него истинный поэт – это, прежде всего, летописец своей эпохи. В высшем, духовном смысле летописец и поэт одинаково отшельники, которые творят свой суд над жизнью, над историей, над сильными мира сего, вдали от мирской суеты.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво…

                               («19 октября» 1825 г.)

В центре пушкинской трагедии личность царя Бориса Фёдоровича Годунова, неслыханное возвышение которого от подданного до правителя огромной державы поражало воображение современников.

Перед нами чарка Бориса Годунова, которая представлена в одном из залов постоянной экспозиции Исторического музея. Она и расскажет нам о пути Бориса во власть.

Чарка Бориса Фёдоровича Годунова Россия, конец XVI в. Серебро
Чарка Бориса Фёдоровича Годунова
Россия, конец XVI в. Серебро

Чарка выполнена из серебра и имеет несколько надписей. «Чарка боярина и конюшего Бориса Фёдоровича Годунова», – написано на её тулове.

Семья Годуновых пользовалась доверием царя Ивана Грозного, в особенности, Дмитрий Иванович Годунов, занимавший придворную должность царского постельничего. Когда племянники Дмитрия Годунова, дети его покойного брата, Борис и Ирина, остались сиротами, он взял их на воспитание. Они очутились в кремлёвских палатах и вошли в свиту сына Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича, когда Борису было 12, а Ирине 7 лет. Повзрослев, Ирина стала женой царевича Фёдора, а Борис – удостоился титула ближнего боярина.

После смерти царя Ивана Грозного в 1584 году, вступивший на престол царь Фёдор Иоаннович, пожаловал Борису высокий придворный чин конюшего, то есть начальника Конюшего приказа, ведавшего царским выездом.

Царь Фёдор Иоаннович. Парсуна. Неизвестный русский художник 30-е годы XVII в. Дерево, темпера
Царь Фёдор Иоаннович.
Парсуна. Неизвестный русский художник
30-е годы XVII в. Дерево, темпера

На этой же чарке есть и ещё одна надпись, выполненная мелким шрифтом. Под званием «конюшего» начертано слово: «слуги». Имя «слуги государева» в то время означало самый высокий титул в государстве!

Благодаря своим организаторским способностям, вскоре Борис Годунов фактически превратился в правителя государства. Иноземцы адресовали свои послания к русскому двору непосредственно Борису Годунову. Так, англичане именовали его в своих письмах «лорд-протектор»! Казалось, сама судьба благоволила Борису Фёдоровичу. Но…

15 мая 1591 года в городе Угличе неожиданно погиб в возрасте 8-ми лет царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного от его последней, 7-ой по счету, то есть незаконной, жены – боярыни Марии Нагой. В тот день, выйдя во двор поиграть с мальчиками в «ножички» (другие названия игры: «в свайку» (свая – четырехгранный гвоздь), «в тычку» (либо со свайкой, либо с ножом)), он, будучи подвержен частым приступам эпилепсии или, как тогда говорили, «падучей немочи», упал и бился в конвульсиях, во время которых напоролся шеей на нож; отчего случилось сильное кровотечение, и царевич скончался на месте.

После смерти Ивана Грозного царевич Дмитрий, согласно царскому завещанию, жил с матерью в Угличе, отписанном ему во владение и, в силу своего полузаконного происхождения, не рассматривался как претендент на царский престол. Царь Фёдор Иоаннович присылал ему подарки, но возвращать в Москву не собирался. Царевич Дмитрий, его мать, Мария, и её братья, бояре Нагие, находились под охраной специально приставленных к ним людей.

Когда царевич Дмитрий еще катался по земле, боярыня Мария Нагая и её братья велели ударить в церковный колокол. На звук набата стал сбегаться народ. Нагие призывали бить царских людей, виня их в умышленном убийстве царевича Дмитрия. В результате начавшегося бунта погибло 12 человек, многие были изранены, приказная изба города разграблена.

Царевич Дмитрий с житием. Москва, 1748 г. Дерево, левкас, темпера
Царевич Дмитрий с житием.
Москва, 1748 г.
Дерево, левкас, темпера

Расследовать Угличское дело был послан из Москвы, по велению царя Фёдора Иоанновича, боярин Василий Иванович Шуйский. В Угличе комиссия пришла к выводу – царевич погиб в результате несчастного случая. «Царевичу Димитрию смерть учинилась Божьим судом, Нагие же повинны в великом изменном деле», – сказано в сохранившихся до наших дней материалах Угличского дела. Боярыня Мария Нагая была пострижена в монахини и отослана в дальний монастырь; её братья отправлены в ссылку.

Никто и не думал тогда, в 1591 году, что смерть царевича Дмитрия впоследствии станет роковым событием в судьбе Бориса Годунова, его семьи и, в целом, в истории России.

Но, вернемся к чарке Бориса Годунова. На её дне есть еще 2 надписи. Одна из них указывает на год: «лета 7106-го», что при переводе на современное летоисчисление означает 1598 год. Самый важный год в жизни Бориса Годунова!

7 января 1598 года умер царь Фёдор Иоаннович. Поскольку прямых наследников у царя не осталось (его единственная с царицей Ириной Годуновой дочь Феодосия умерла в младенчестве), на нем пресеклась линия прямых потомков династии Рюриковичей на русском престоле. После смерти мужа, на 9-й день, царица Ирина приняла иноческий постриг под именем Александры в Новодевичьем монастыре. Там она благословила брата Бориса на царство, и прожив еще 5 лет, скончалась в 1603 году.

17 февраля 1598 года впервые в русской истории Земский собор избрал царя и утвердил своё решение грамотой, которую подписали представители всех сословий населения. Им стал боярин, бывший конюший и государев «слуга» Борис Фёдорович Годунов!

Избранный царь, прежде трижды отказался от престола, но получив благословение патриарха и Святейшего собора, 1 сентября 1598 года венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Какая же еще имеется надпись на чарке Бориса Годунова?

Чарка Бориса Фёдоровича Годунова (дно чарки) Россия, конец XVI в. Серебро
Чарка Бориса Фёдоровича Годунова (дно чарки)
Россия, конец XVI в. Серебро

Читаем: «Пожалована иноземцу Клаусу Севастьянову». По одной из версий этот человек мог быть придворным ювелиром, по другой – наемником, служившим в личной охране царя. Вероятно, чарка с устаревшим титулом, царю Борису Годунову, была уже не нужна и потому стала предметом дарения. Несмотря на то, что она была пожалована царём иноземцу, пределов страны чарка так и не покинула; она сохранилась среди предметов царской посуды и дошла до наших дней в неизменном виде.

Итак, Борис Годунов на царстве.

Царь Борис Федорович Годунов. Неизвестный. художник Россия, вторая половина XVIIIв. Холст, масло
Царь Борис Федорович Годунов. Неизвестный. художник
Россия, вторая половина XVIIIв. Холст, масло

Царь
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе…

                               Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых

……………………………………………….

Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж её любви.

В начале царствования Бориса Годунова народ относился к государю с почитанием. Но с 1601 года, в течение 3-х лет подряд, Россия оказалась во власти Малого оледенения, охватившего и другие страны Европы. Из-за непогоды: постоянных дождей, снега и мороза, невозможно было получить урожай. В стране начался страшный голод. В русских летописях того времени были отмечены случаи людоедства, об этом также свидетельствовали и иностранцы.

Голод при Борисе Годунове. Неизвестный. художник Россия, вторая половина XVIIIв. Холст, масло
Голод при Борисе Годунове. Неизвестный. художник
Россия, вторая половина XVIIIв. Холст, масло

Царь приказал раздавать хлеб голодающим, старался сделать всё, чтобы помочь простому народу. Но что могли подумать в то время люди, столкнувшиеся с неведомым им природным катаклизмом? Народ обвинял во всех бедах не истинного царя и ждал любого, но спасения. И когда в 1604 году из Польши на Русь двинулось войско во главе с человеком, объявившем себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием, погибшем в Угличе 13 лет назад, народ не стал вспоминать о том, что царевич Дмитрий давно похоронен, что он незаконнорожденный сын Ивана Грозного и потому не имеет право претендовать на русский престол. Это было неважно. Легче было поверить в то, что это вовсе не Самозванец, а спасенный добрыми людьми исконный царевич, который не погиб, которого вывезли в Польшу и там воспитали, и теперь он идет спасти русский народ от всех бед и несчастий.

Послушаем, как говорит об этом царю Борису боярин Василий Шуйский, словами Пушкина.

Шуйский
Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.
Ей нравится бесстыдная отвага.
Так если сей неведомый бродяга
Литовскую границу перейдет,
К нему толпу безумцев привлечет
Димитрия воскреснувшее имя.

 В 1606 году, когда уже не будет в живых ни Бориса Годунова, ни неизвестного Самозванца, назвавшегося именем погибшего царевича и целый год процарствовавшего на русском престоле (1605-1606гг.) под именем «императора Московии Димитрия Ивановича» (более известного как Лжедмитрий I), захоронение царевича Дмитрия в Угличе будет вскрыто, признанные нетленными его останки будут отправлены из Углича в Москву и упокоятся в Архангельском соборе Московского Кремля, где они почивают и по сей день. Царевич Дмитрий будет причислен к лику святых.

Канонизация царевича Дмитрия была не только церковным делом, но и политической акцией – предотвратить появление новых самозванцев. Но, как покажут дальнейшие события Смуты, подобные действия русского правительства не оправдались: на смену Лжедмитрию I пришел Лжедмитрий II, а затем и Лжедмитрий III, и Лжедмитрий IV, а также множество других самозванцев самых разных мастей и имен.

Житие царевича, летописи времен Смуты закрепили образ царевича Дмитрия не как нечаянного самоубийцу, которого церковь никоим образом не позволяет канонизировать, а как невинно убиенного, по наущению Бориса Годунова, отрока.

Историк Николай Михайлович Карамзин в своем многотомном труде «История государства российского» подтвердил освященную церковью легенду. Посвятивший «драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина, сей труд, гением его вдохновленный, с благоговением и благодарностью» Александр Сергеевич Пушкин в трагедии «Борис Годунов» своим пером поддержал это обвинение. И вот, мнение о Борисе Годунове как о детоубийце ушло в народ.

Большинством историков сегодня не подтверждается подобная трактовка событий. Но в человеческой памяти она продолжает жить, отчасти потому, что об этом так ярко и образно рассказал нам Пушкин. Борис Годунов в его трагедии – человек, терзаемый мыслями об убиенном царевиче Дмитрии. Заметим, что впрямую о том, что лично Борис приказал убить царевича Дмитрия, Пушкин всё же нигде не говорит!

Царь
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах
И рад бежать, да некуда…ужасно!
Да жалок тот, в ком совесть нечиста.

Можно предположить, что поэт, безусловно, уловил, что за всеми хитросплетениями той эпохи скрывается много недосказанного, неоднозначного, и не торопился с выводами.

Царь
Так вот зачем тринадцать лет мне сряду
Все снилося убитое дитя!
Да, да – вот что! теперь я понимаю.
Но кто же он, мой грозный супостат?
Кто на меня? Пустое имя, тень –
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй – и нет его,
Так решено: не окажу я страха, –
Но презирать не должно ничего…
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

 

 Продолжение следует.