Владельцы собак — это счастливые люди во все времена. Не секрет, что имели любимцев и многие царствующие особы. Среди представителей российской императорской фамилии самой известной «собачницей» была, конечно, Екатерина II.
На известном портрете В.Л. Боровиковского (1757-1825) 1794 г. из собрания Государственной Третьяковской галереи императрица изображена гуляющей в Царскосельском парке в сопровождении своей любимой левретки Земиры. Эта собачка украшала последние годы своей великой госпожи, но известно, что у Земиры было много предшественниц. Екатерина II не отставала от общеевропейской моды и, подобно Фридриху Великому, предпочитала борзых.
Одна из них изображена на тарелке, входящей в сервиз графа А.Г. Орлова-Чесменского, который был выполнен в 1769-1774 годах на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, предположительно по заказу российской императрицы.
Эта лежащая на подушке собака в некоторых изданиях названа левреткой. Вероятно, это название появляется по аналогии с другим, самым известным в России, изображением собаки, связанным с именем Екатерины II, скульптурой «Левретка», выполненной по модели Ж.Д. Рашетта в 1780-х гг. на Императорском фарфоровом заводе.
Однако, давайте разберёмся с «вопросами породы». Известно несколько изображений этой собаки.
Первое — картина И.Ф. Гроота 1766 года из собрания ГМЗ «Царское село», которая носит название «Борзая графа Г.Г. Орлова» (здесь борзая лежит на диване).
Второе — гравюра по этой картине Кристофа Рота 1767 года, где собака уже названа принадлежащей не графу Григорию Григорьевичу Орлову, а Екатерине II.
Третье — фарфоровая скульптура И.И. Кендлера (1706-1775), модель которой была создана на Мейсенской мануфактуре в 1766 году. В XIX веке скульптуры, выполненные по этой модели, имели подпись «Любимая собачка императрицы Екатерины II». В настоящее время, согласно прейскуранту Мейсенской фарфоровой мануфактуры, скульптура носит название «Русская борзая».
Можно предположить, что роспись на тарелке из сервиза графа А.Г. Орлова-Чесменского исполнена по изображениям, с которыми работал И.И. Кендлер. В своих рабочих записях скульптор пишет о том, что сделал модель борзой, лежащей на подушке, по рисунку и указаниям, присланным из Москвы. Описывая модель, он указывает на то, что собака в целом похожа на левретку, если не считать длинную шерсть на хвосте и задних лапах. Если же снова обратиться к картине И.Ф. Гроота, видно, что изображена не левретка, а собака другой породы (грейхаунд или русская псовая борзая). Это охотничья собака, которая принадлежала графу Григорию Григорьевичу Орлову и которая, по легенде, была им подарена Екатерине II.
Автор — Надежда Иорданская