Художник-карикатурист всегда подчеркивает, преувеличивает, либо преуменьшает какие-либо специфические черты внешности или характера изображаемой модели, исподволь иронизируя, посмеиваясь над этими чертами. Юмор и ирония в модной картинке — отдельная тема в жанре карикатуры, так как в данной области художники шутили над новейшими тенденциями в костюмах и прическах, порой даже предвосхищая развитие модной индустрии.
В отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея хранится целый фонд гравированных и литографированных модных картинок, среди которых есть и карикатурные изображения, о которых ниже пойдет речь.
На страницах модного журнала, выходившего в Лейпциге в начале XIX века, мы можем встретить карикатуру на мужскую моду современников.
Здесь автор шутит над тенденцией увеличения объемов мужских шейных платков. Мужчина, изображенный слева, «укутан» шейным платком так, словно он сильно простудил горло. Герой, изображенный в центре, «укутан» также шейным платком. А у кавалера, изображенного справа, галантно провожающего даму, платок доходит до носа, закрывая рот. Дополнительный комический эффект всем трем изображенным денди придают невероятно длинные концы шейных платков, высоко торчащие вверх. Также автор шутит над стремлением модельеров к завышению линии талии в мужском силуэте и завышению высоты воротника в мужских фраках: мужчины — модники в шейных платках, будто утопают в своих фраках, так как воротники намного выше ушей.
На карикатуре «Искусство прогуливаться в хорошую погоду» в том же Лейпцигском модном журнале мужские и женские костюмы смотрятся менее гротескно, чем на предыдущей карикатуре.
Слева изображен кавалер, комично выпятивший живот, обтянутый панталонами, а на шее у него мы видим платок с диагонально торчащими концами. Такое же комичное изображение мужского шейного платка с утрированно длинными концами находим у кавалера в синем фраке, идущего с дамой и маленьким мальчиком. Голову этого кавалера украшает преувеличенных размеров шляпа-треуголка, которая в ансамбле с шейным платком придает мужчине удивительно нелепый вид. На почтенной даме с тучной фигурой, изображенной в центре, одето модное легкое платье с завышенной талией на манер античной туники, которое только подчеркнуло недостатки фигуры и сделало силуэт дамы комичным.
В следующей карикатуре автор насмехается над размерами банта, украшающего прическу дамы, изображенной слева, и стремящимися «вырасти» полями капора у дамы, изображенной в центре. В этой же карикатуре вновь изображен мужской шейный платок, повязанный так, что закрывает рот кавалера (слева).
В собрании ГИМ также хранится карикатура французского художника Альфреда Гревена (1827-1892), высмеивающая дамскую моду эпохи правления Людовика XVI (1774-1792).
Автор уделяет особое внимание модным в то время стремлениям усложнить и увеличить объемы дамских причесок. Фантазии парикмахеров и их желания сотворить на голове у дам что-то невероятное были безграничны и порой даже комичны. Иронизируя на эту тему, А. Гревен изобразил даму, пышная прическа которой увенчана кораблем-парусником.
Французский художник-карикатурист Шарль Филипон (1806-1862) в литографии «Мода будущих лет» крайне саркастичен, «прогнозируя» модные тенденции. Автор иронизирует над увеличением высоты мужской шляпы — цилиндра и высоты воротника, силуэтом мужских брюк-клеш, чрезмерным увеличением длины рукавов дамского платья и тенденцией к укорачиванию подола женского платья. Талия в мужском силуэте по «прогнозу» Ш. Филипона могла стать «осиной», как женская. Тем не менее, художник оказался прав в «прогнозе» развития некоторых модных тенденций потому, что именно мужские брюки-клеш станут исключительно популярны во второй половине XX века. Оправдались «предсказания» Ш. Филипона и относительно длины женского платья, так как длина подола до колен популярна до сих пор.
В «Карикатуре на женскую моду в 1831 году» Ш. Филипон открыто шутит над популярными в ту пору дамскими головными уборами, декорированными цветами и лентами. На литографии мы видим даму, голова которой увенчана током (модным головным убором в виде шляпы без полей) безумных размеров, украшенным огромными синими бантами и цветами. Густые локоны дамы столь длинны, что свисают до колен, что делает образ дамы смешным и нелепым.
Итак, при просмотре карикатур XIX века, высмеивающих модные тенденции в костюмах и прическах, можно выявить ряд деталей, вызывавших споры в определенные периоды развития моды. Так, объектом насмешек в начале XIX века, бесспорно, были мужские шейные платки, а в 30-е гг. XIX века смех вызывали дамские головные уборы и прически.
Рассматриваемые карикатуры являются своеобразными комичными высказываниями художников по поводу модных тенденций и новаторства в костюмах и прическах, а также по поводу модников и модниц, которые порой не замечают насколько нелепо они выглядят. Тем не менее, данные произведения наряду с модными иллюстрациями являются неотъемлемой частью истории европейской моды.
Автор — Лидия Соколова, младший научный сотрудник отдела изобразительных материалов Исторического музея