Святитель Иона (1390-е – 1461) родился в селе Одноушево Костромской земли и происходил из семьи галичского землевладельца. В 12 лет принял монашеский постриг и долгое время прожил в московском Симоновом монастыре. Позднее митрополит Киевский Фотий (1408–1431) рукоположил Иону в сан епископа Рязанского и Муромского. В своей епархии святитель активно занимался миссионерством, «многи неверныя к Богу обрати».
После смерти митрополита Фотия Великий князь Василий Васильевич созвал Поместный собор Русской Церкви, на котором избрали митрополитом Иону, известного «добродетелями и святостью». После смерти Фотия Иона был наречен митрополитом Киевским и всея Руси, однако междоусобная борьба за великокняжеский престол не позволила святителю выехать в Константинополь и получить от Константинопольского патриарха разрешение на свое поставление. В 1436 году митрополитом Киевским был поставлен Исидор, грек по происхождению, игумен монастыря св. Димитрия в Константинополе. В 1439 году на Флорентийском соборе Исидор поддержал идею объединения (унии) католической и православной Церквей, за что получил от папы римского сан кардинала. Однако великий князь московский Василий II (1425–1462) и народ отвергли унию. Собор русских архиереев провозгласил решения Флорентийского собора несовместимыми с православным учением и сослал Исидора в монастырь, после чего снова избрал Иону митрополитом Киевским и всея Руси (1448). Церковное общение с Константинополем было тогда прервано, а святитель Иона стал первым предстоятелем, поставленным без разрешения Константинопольского патриарха и положил начало автокефалии Русской Церкви. Митрополит тесно сотрудничал с великим князем московским, чтобы упрочить власть Москвы над русскими землями.
Мощи святителя были обретены в 1472 году при строительстве Успенского собора Московского Кремля и вместе с мощами митрополитов Киприана и Фотия перенесены в новый храм. Общерусское почитание святителя Ионы было установлено в 1547 году.
Наиболее ранним (1-я треть XVI в.) изображением святого является его надгробная икона из Успенского собора Московского Кремля с образом Божией Матери «Моление о народе». Особое почитание святителя Ионы и помещение его изображений на предметах церковной утвари связаны с Успенским собором Московского Кремля.
Храмов с посвящением престола митрополиту Ионе немного. Наиболее интересный, значимый из них – Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве с двумя боковыми приделами – во имя святителя Ионы и мученика Агапия. Местность на берегу реки Сетуни, где находилось село Голенищево, с середины XIV века принадлежала русским митрополитам и патриархам. При митрополите Московском и всея Руси Алексии (1354–1378) здесь были устроены митрополичьи или «райские» сады. В Голенищеве любил бывать и Иона, много сделавший для благоустройства этой местности. В середине XVII века на месте деревянного Троицкого храма был построен каменный. Вероятно, оттуда происходит икона из экспозиции Исторического музея.
Икона митрополита московского Ионы имеет вторую сторону, на которой помещен образ Богоматери «Елеуса» — Умиления. Такие двухсторонние выносные иконы в храме устанавливались либо в алтаре за престолом, либо в храме в специальных киотах. Как правило, на обеих сторонах выносной иконы были воспроизведены особо чтимые в определенном храме иконы Богоматери и образ святого. С распространением запрестольных икон доски для них стали изготовлять сразу вместе с древком – цельные доски с прямоугольными основаниями, ручкой или трёхчастной «вилкой», переходящей в ручку.