400 лет со дня рождения протопопа Аввакума — Блог Исторического музея

400 лет со дня рождения протопопа Аввакума

Сегодня исполняется 400 лет со дня рождения крупнейшего деятеля старообрядческого движения, писателя и публициста Аввакума Петрова

Аввакум Петров (1620–1682) – уникальная фигура в истории России XVII века. Он явил образ личности, способной преодолевать любые преграды ради идеалов, в которые свято верил. Будучи средневековым человеком по устремлениям, Аввакум проявил немыслимую для того времени свободу мышления и речи, бросив вызов консервативным общественным устоям. В его судьбе отразилась эпоха, разделившая Русь средневековую и Россию Нового времени. Как писатель и публицист Аввакум произвел переворот в русской литературе, сокрушив своим просторечием каноны книжного стиля. В его сочинениях наряду со средневековыми житийными канонами встречаются живые описания людей, бытовые зарисовки и личный авторский взгляд. Своим примером Аввакум вдохновил тысячи своих последователей. Из их среды затем вышли люди новой формации: ведущие промышленники и смелые преобразователи экономики России XVIII–XIX веков.

Аввакум Петров родился 5 декабря (25 ноября по старому стилю) 1620 года в семье священника из села Григорово, близ Нижнего Новгорода. По обычаю того времени младенца крестили на восьмой день жизни – 2 декабря. Согласно церковному календарю, это день памяти ветхозаветного пророка Аввакума. В честь него мальчик и получил такое необычное имя. Отец Аввакума умер от пьянства, когда сыну было пятнадцать. Его воспитанием занималась набожная мать Мария. Благодаря её стараниям молодой человек получил хорошее образование. В 1638 году Аввакум женился на четырнадцатилетней сироте Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его спутницей. Жена родила ему 8 детей и делила с ним все радости и горести.

Аввакум пошел по стопам отца. В 1644 году его рукоположили в священника в селе Лопатищи. Молодой поп проявил себя как пламенный борец за благочестие мирян, но его упорство и бескомпромиссность вызвали гнев местного «начальника», и тот изгнал священника с семьей из села.

Летом 1647 года Аввакум бежал в Москву и нашел приют у Стефана Вонифатьева, духовника царя Алексея Михайловича (1645–1676). Пылкая вера нижегородского священника произвела впечатление на государя. В столице Аввакум присоединился к кружку «ревнителей благочестия». В него входили влиятельные люди, представители высших кругов русского общества: царский духовник Стефан Вонифатьев, близкий друг царя окольничий Фёдор Михайлович Ртищев, протопоп Казанского собора Иван Неронов и архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх Московский. Поддерживаемые царем участники кружка выступали за преобразование церковной жизни и исправление нравов русского общества.

Благодаря поддержке влиятельных московских лиц Аввакум вернулся в свои края, где старался претворить в жизнь программу исправления нравов, из-за чего вступал в постоянные конфликты как с паствой, так и с властями. В 1652 году Аввакум снова бежал из Лопатищ в Москву, где по воле царя Алексея Михайловича был поставлен протопопом (старшим священником) в город Юрьевец-Повольский. Однако и на новом месте Аввакум быстро восстановил против себя местных жителей и духовенство, требуя соблюдения строгого благочестия и уплаты налогов в патриаршую казну. Протопоп был жестоко избит разъяренной толпой и в очередной раз бежал в столицу. Здесь он начал служить в Казанском соборе, пользуясь покровительством товарища по кружку «боголюбцев» Ивана Неронова.

В это время Аввакум оказывается в самой гуще событий, связанных с проведением церковной реформы, которая разделила бывших соратников на два противоположных лагеря. В 1653 году новый патриарх Московский Никон (1652–1666) приступил к исправлению церковных обрядов и богослужебных книг по новым печатным греческим и украинским образцам. Противники никоновских преобразований обратились к широким слоям верующих с призывом сохранить «древлее благочестие». Признавая необходимость реформы, они утверждали, что нужно вести исправление по древнерусским рукописям и решениям Стоглавого собора, который в середине XVI века утвердил незыблемость обрядов Русской церкви. Сторону ревнителей старой веры приняли многие представители знати, церковные иерархи, горожане и крестьяне. Церковный раскол приобрел характер широкого народного движения, идеологом и вождем которого (после ареста Ивана Неронова) стал протопоп Аввакум.

В августе 1653 года за проповедь против церковных нововведений Аввакум был арестован, закован в кандалы и заключен в подземелье Андроникова монастыря, где его били и морили голодом. По приговору церковного собора опальный протопоп с семьей был сослан в Тобольск, где провел полтора года, пользуясь покровительством воеводы В.И. Хилкова и Сибирского архиепископа Симеона. В столице Сибири Аввакума встретили как истинного героя и дали служить в кафедральном Софийском соборе. Однако проповедуемые Аввакумом идеи были крамольны даже для сибиряков. Местные чиновники и прихожане на него «пять слов государевых сказывали», т.е. доносили. В итоге власти отправили Аввакума дальше в Енисейск, где он был включен в отряд воеводы Афанасия Филипповича Пашкова, направлявшегося в Даурскую землю. Тогда Даурия была еще мало освоена русскими промышленниками и купцами, а местное население не желало подчиняться русским и платить ясак. В задачи Пашкова входили восстановление Нерчинского острога и установление полного контроля над регионом. Таким образом, Аввакум стал свидетелем важного исторического процесса освоения Забайкалья.

Эспедиция Пашкова совершила в 1656–1658 годах дальний поход через Байкал к устью реки Нерчи. Поход стал временем тяжелых испытаний для Аввакума и его семьи. От холода и голода у протопопа умерли два малолетних сына. Всю дорогу Пашков и Аввакум изводили друг друга: один сурово карал, другой обличал пороки воеводы. И так продолжалось, пока в 1661 году из Москвы не поступил приказ сопроводить Аввакума с семьей обратно в столицу. Это было связано с опалой патриарха Никона, главного «врага» поборников старой веры. Возвращение заняло у протопопа три года.

Все это время он обличал «никонову ересь», привлекая на свою сторону множество последователей. Так почти 11 лет продлилась, полная невероятных лишений и голода, сибирская ссылка Аввакума. В Сибири протопоп стал известен как герой и мученик за «старую веру».

Послание («третья челобитная») протопопа Аввакума царю Алексею Михайловичу. Холмогоры. Октябрь-ноябрь 1664 г.
Послание («третья челобитная») протопопа Аввакума царю Алексею Михайловичу. Холмогоры. Октябрь-ноябрь 1664 г.

Весной 1664 года Аввакум вернулся в Москву, где был благосклонно принят царем и его ближайшим окружением. Царедворцы пытались склонить его к одобрению нововведений щедрыми подарками и посулами, но строптивый протопоп стоял на своем, споря с ними о сложении перстов, трегубой аллилуйи и прочих догматах. В надежде, что государь внемлет его просьбам, Аввакум подал царю челобитную с требованием полной отмены церковной реформы. Однако Алексей Михайлович рассудил иначе: за непослушание сослал Аввакума с семьей в Пустозерский острог на Крайнем Севере. Однако осенние холода задержали ссыльных в Холмогорах, откуда Аввакум отправил царю послание («третью челобитную»). Этот документ, написанный протопопом собственноручно в октябре-ноябре 1664 года, сохранился до наших дней. Он находится в коллекции Исторического музея, в 19 зале постоянной экспозиции. Вот текст послания:

Христолюбивому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодер[жцу], бьет челом богомолец твой, в Даурех мученой прото[поп], Аввакум Петров.

Прогневал, грешной, благоутроби[е] твое от болезни серца неудержанием моим; а иное тебе, свету-государю, и солгали на меня, им же да не вменит господь во грех.

Помилуй мя, равноапостольный государь-царь, робятишек ради моих умилосердися ко мне!

С великою нуждею доволокся до Колмогор; а в Пустоозерской острог до Христова Рождества не возможно стало ехать, потому что путь нужной, на оленех ездят. И смущаюся, грешник, чтоб робятишка на пути не примерли с нужи.

Милосердый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец! Пожалуй меня, богомольца своего, хотя зде, на Колмогорах, изволь мне быть, или как твоя государева воля, потому что безответен пред царским твоим величеством.

Свет-государь, православной царь! Умилися к странству моему, помилуй изнемогшаго в напастех и всячески уже сокрушена: болезнь бо чад моих на всяк час слез душу мою исполняет. И в даурской стране у меня два сына от нужи умерли. Царь-государь, смилуйся.

(Аввакум. Третья челобитная // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М., 1960. С. 193)

Царь Алексей Михайлович смиловался и отправил Аввакума в Мезень, где тот с семьей прожил более года в нужде и голоде, продолжая тем не менее проповедовать «старую веру» и поддерживать общение со своими приверженцами.

В марте 1666 года Аввакума снова привезли в столицу, на этот раз для участия в церковном соборе (1666–1667). Собор был созван для лишения опального Никона патриаршего сана. Одновременно власти пытались силой заставить вождей старообрядческой оппозиции признать изменения обрядов и исправление богослужебных книг. Одни под пытками не выдерживали и подписывали покаянные грамоты, другие упорствовали. Среди упорствующих был протопоп Аввакум. 13 мая 1666 года за отказ идти на уступки его вместе с единомышленниками лишили сана и предали церковному проклятию. В ответ Аввакум проклял участников собора как «врагов Божиих». Около года его держали в заточении при монастырях и пытались безуспешно уговорить примириться с Церковью.

В августе 1667 года по царскому указу Аввакум вместе с соратниками был приговорен к ссылке в Пустозерский острог, который становится особой тюрьмой для ссыльных расколоучителей. В изгнании он продолжал проповедовать «старую веру». Его неослабевающее упорство множило ряды сторонников раскола. В заключении Аввакум написал главные свои произведения «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие». Последнее представляет собой автобиографию, созданную в 1672–1675 годах по просьбе одного из соузников с целью наставления поборников старой веры. Перу Аввакума принадлежит более 80 сочинений, большая часть которых приходится на годы пустозерской ссылки. Активная публицистическая деятельность побудила церковный собор 1681–1682 годов приговорить пустозерских сидельцев к смертной казни. 14 апреля 1682 года Аввакум Петров вместе с соузниками был заживо сожжен в срубе «за великие на царский дом хулы».

Протопоп Аввакум. Икона. Центральная Россия. Конец XVII – начало XVIII вв.
Протопоп Аввакум. Икона. Центральная Россия. Конец XVII – начало XVIII вв.

Жестокая казнь пустозерских сидельцев привела к обратному эффекту: среди староверов их стали почитать как священномучеников. На рубеже XVII–XVIII веков в районе Керженца, левого притока Волги, сложилась общность старообрядцев, в среде которой была написана икона Аввакума. Она хранится в коллекции Исторического музея и выставлена в 19 зале постоянной экспозиции. Икона содержит достоверное изображение опального протопопа, написанное по автопортрету, присланному из Пустозерского острога. Сюжетом для образа послужило видение Аввакума, явленное ему после расстрижения в 1666 году и описанное в пятой челобитной царю. По словам протопопа, он видел ангелов, Богородицу и самого Христа, благословившего его и сказавшего: «не бойся, аз есмь с тобою». На иконе Аввакум изображен в рост в молении. Его образ выразителен, индивидуален и исполнен трагизма. В руке протопоп держит свиток с призывом к противостоянию церковной реформе. В золотых облаках Христос держит «ответ», лично сказанным протопопу во время видения. Стиль, в котором выполнена икона, называется у старообрядцев «баронским». Он был распространен на рубеже XVII–XVIII веков. Созданный художником характерный облик Аввакума лег в основу его поздних изображений на иконах и миниатюрах XIX века.

Список литературы:
Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. СПб.: Издание А.С. Суворина, 1900. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Под общ. ред. Н. К. Гудзия. М.: Гослитиздат, 1960.
Кожурин К.Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. ЖЗЛ: Вып. 1517. М.: Молодая гвардия, 2011.
Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало раскола / Пер. с фр. С.С. Толстого; науч. ред. Перевода Е.М. Юхименко. М.: Знак, 2011.
Шашков А.Т. Аввакум // Православная энциклопедия. Том 1: А–Алексий Студит. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2000. С. 83–87.