Как Тишайший Алексей Михайлович противостоял шведскому великодержавию — Блог Исторического музея

Как Тишайший Алексей Михайлович противостоял шведскому великодержавию

В экспозиции Исторического музея представлен один из редких художественных памятников XVII столетия — портрет царя Алексея Михайловича верхом на коне. Из двух парных портретов первых Романовых сегодня мы обратимся к изображению Алексея Михайловича.

На небольшом портрете (44х33 см) на золотом фоне представлен государь верхом на белоснежном коне в роскошной сбруе. Сам Алексей Михайлович в богатой броне, поверх которой распашная одежда, украшенная золотыми позументами. Решительным движением левой руки царь натягивает поводья своего коня, поднимая его на дыбы, а правой возносит вверх крест. Царь представлен как воин, заступник своего народа и православия. Сияние божественного благословения, явленное в портрете посредством золотого фона (что традиционно для русского искусства), окутывает государя-защитника.

В портрете Михаила Фёдоровича образ всадника был использован художником в рамках символического ряда образов эпохи. Но в случае с Алексеем Михайловичем портретист изобразил царя и в более решительной воинственной позе, и в большем соответствии с реальными фактами жизни государя. Хотя Алексей Михайлович был прозван Тишайшим, отчасти и за свой добрый характер, он был настоящим царём-полководцем, возглавлявшим войска в войнах с Польшей и Швецией. Любопытно, что, по свидетельствам очевидцев, в свой польский поход 1654 г. государь отправился в одеянии, очень схожим с изображённым на этом портрете.

Противостояние России и Польши стало одним из основных конфликтов в истории обеих стран в XVII в. Если в начале столетия поляки активно участвуют в русской Смуте, оккупируют Москву и претендуют на русский престол, то в середине века в результате восстания Богдана Хмельницкого от Польши отделяются земли левобережной Украины, ранее бывшие частью древнерусского государства, и воссоединяются с Россией. Всё это неизбежно приводит к войне с Речью Посполитой, а Алексей Михайлович становится одним из возможных кандидатов на обладание польской короны. Но вскоре, несмотря на всю важность защиты исконных русских земель и неразрешённость противоречий с Польшей, царь заключает с ней Виленское перемирие и начинает войну со Швецией, которая к тому моменту была одним из самых могущественных государств Европы.

В 1648 г. в Европе закончилась последняя религиозная война, названная Тридцатилетней, в которой Швеция выступила союзником северогерманских лютеранских княжеств, боровшихся за свободу своей веры в рамках католической Священной Римской Империи. В результате этой страшной войны, изничтожившей большинство населения Центральной Европы, шведы приобрели стратегически важные территории (земли их немецких союзников по итогам Вестфальского мира) и стали частью Швеции. Так Швеция получила опорные пункты не только на Балтике, но и в Северном море.

Выступить столь успешно в рамках этого грандиозного общеевропейского противостояния Швеция смогла благодаря важнейшим военным реформам в армии. С начала XVII в. для шведских молодых военных стало традиционным отправляться на службу к разным европейским монархам для изучения самых передовых технологий военного искусства. Швеция смогла интегрировать лучший опыт Европы и при этом преодолеть её недостатки в военном деле. А именно: Швеция отказалась от широко распространённой практики наёмничества и первой в Европе создала национальную армию, которая не предавала при любом удобном случае своего командующего. Среди европейских наёмников это было нормальной практикой. Так, благодаря мощной армии, завоевавшей для страны положение одного из европейских лидеров той поры, Швеция вступает в пору расцвета того периода, который историки называют эпохой Шведского великодержавия.

Зачем Тишайшему Алексею Михайловичу было необходимо встать поперёк агрессивному Шведскому Льву и бросить наиважнейшие польские дела? Россия в результате Столбовского мира 1617 г. утратила выход к Балтике, что было для неё неприемлемо. За что биться со шведами, понятно. Однако почему именно в этот момент в условиях другой неоконченной войны и при невероятном могуществе противника?

Дело в том, что, оттеснив Россию от восточной Прибалтики, шведы настойчиво продолжали реализацию своей программы по превращению этого моря в «шведское озеро» и осуществлению абсолютного доминирования в регионе, выдвинув лозунг “Dominium Maris Baltici„ [1, с. 15]. Для этого Швеции необходимо было получить контроль над южным побережьем Балтийского моря, чему в середине XVII в. мешали Польша и Литва. Поэтому Швеция в 1655 г. начинает войну с Речью Посполитой. При этом шведы не забывают про необходимость в рамках установления своей гегемонии на Балтике блокировать Россию, лишив её возможностей прямого торгового контакта с Западной Европой. Так, по идее шведов, поглощённая Польша станет огромной буферной зоной между Россией и остальной Европой. Эта зона должна была протянуться от Балтики до берегов Чёрного моря [1, с. 18]. Нашествие шведов оказалось для Польши катастрофическим и получило название Шведского, или Кровавого потопа. Одни из лучших во всей Европе полководцы и ветераны Тридцатилетней войны опустошали Польшу. Шведы стремительно продвигались вглубь страны. Почти все крупные города подверглись разорению, жесточайшим образом страдало польское население. Швеция была близка к полному захвату Польши, и Россия, отрезанная от наиважнейших торговых путей, осталась бы один на один с огромным и смертельно опасным гегемоном.

Алексей Михайлович прерывает свой поход в Польшу, заключает с ней перемирие и в 1655 г. начинает войну со Швецией. Едва ли он рассчитывал победить одну из самых могущественных стран Европы, но остановить её было необходимо.

В самом начале XVII в., во время Смуты в борьбе с европейскими интервентами, выявились недостатки русской армии, более устроенной для борьбы с восточными странами. Чтобы активнее отстаивать свои западные рубежи, с начала века проводятся реформы армии. Алексей Михайлович собирает и изучает европейскую военную литературу и историю, собирает через своих агентов информацию об устройстве зарубежных армий. Приглашаются иностранные специалисты (те же шведы, например), по совету которых в русском войске устраиваются «полки нового строя». Они отличаются единообразием подготовки и вооружения, а также особым порядком, в котором разрозненные всадники, привыкшие к поединкам, теперь учились двигаться в едином строю и в одном ритме. Эти полки состоят на жалованье, а не получают доходов с поместий, как дворянская поместная конница. Это уже регулярная армия, но содержание такого войска требует огромных средств для обеспечения его оплатой, оружием и обмундированием. Россия, разорённая в начале века, всеми силами восстанавливая разрушенную экономику, только к середине столетия смогла вернуться к экономическому уровню предыдущего XVI в. В силу этого Россия не могла, как и многие другие страны, подобно Швеции, обогащавшейся за счёт разорения оккупированных земель, создать полностью регулярное войско. У государя было всего несколько таких полков. Но именно эти полки и показали высокую эффективность во всех войнах XVII в.

Для похода в Швецию Алексей Михайлович приказывает построить флотилию из 600 стругов. На них по Западной Двине, верховья которой уже были заняты царскими войсками, флотилия проходит по всей реке, по территории оккупированной шведами Эстляндии, попутно захватывая города. На подступах к Риге русская флотилия разбила шведский передовой отряд на вооружённых артиллерией судах, который перекрывал путь по Двине. И русское войско приступает к осаде Риги. На стругах под Ригу доставили и первоклассную осадную артиллерию, созданную по последнему слову техники, дающую возможность применять зажигательные снаряды. Артобстрел города был тяжёлым, город был на гране сдачи. Алексей Михайлович ждал, когда датский флот по союзному договору блокирует город с моря. Но датские союзники своих обязательств так и не смогли исполнить. А без морских судов захватить и удержать морской город едва ли возможно. Во многих районах Эстляндии свирепствовала чума. Ходили слухи, что она вспыхнула и в осаждённом городе. Алексей Михайлович снимает осаду и уходит из Риги, вполне довольный результатами похода, устраивает пиры и празднует успешное возвращение. Ведь главная цель похода уже была достигнута. Шведы, вынужденные биться с Россией, немного отвлеклись от Польши, что дало ей возможность собраться с силами и начать серьёзную борьбу с оккупантом. Поглощения Польши не произошло. Швеция на простёрла свою гегемонию ни на всё побережье Прибалтики, ни тем более до берегов Чёрного моря.

Алексей Михайлович приказывает начать строить морские суда на двинских верфях. Но в 1661 г. возобновляется война с Польшей и Россия вынуждена принять Кардисский мир со Швецией, чтобы не воевать на два фронта. Она отдаёт все завоёванные территории, лишаясь, как и ранее, выхода к Балтике. Новые русские суда так и остаются недостроенными. Швеция достигает своего территориального апогея. Но шведский лев, желавший многого, уже более никогда не возьмёт больше, чем взял. И столь стремительное продвижение русских войск Алексея Михайловича показало шведам, как на самом деле слаба их оборона на востоке [7, с. 41]. Протяжённые границы огромной скороспелой империи требовали напряжения всех сил шведского государства, высоких налогов и постоянного набора рекрутов в шведскую армию. Всё это приводило к бедственному положению самих жителей королевства и особенно присоединённых территорий. Именно на них приходилось основное бремя рекрутского набора. Треть мужского населения этих земель погибала на войне. Такое отношение к прибалтийским народам со стороны шведской власти не позволяло им стать лояльными верноподданными шведской короны. Православное население Прибалтики массово бежало в Россию под защиту русского царя [1, с. 18]. Ведь только единственный независимый православный государь Алексей Михайлович, высоко вздымающий крест на своём портрете, давал им возможность сохранить и жизнь, и свою веру. Россия же, прирастая Сибирью, копила силы, торговала драгоценной пушниной, собирала ресурсы для создания настоящей регулярной армии и русского морского флота, с которым сын Алексея Михайловича Романова, Пётр I, одержит решительную победу над шведским великодержавием и положит ему конец, вернув прибалтийские земли и вновь открыв России Балтийское море. А пока Алексей Михайлович Тишайший сумел противостоять грандиозным планам шведской гегемонии, а также наметил дальнейший ход развития военного дела в России, предуготовив великие свершения своего великого сына.

Литература:

  1. Гернер К. Россия и Швеция: долгий XVII век // Каталог выставки «Орел и лев. Россия и Швеция в XVII в.». М., 2001. С. 14–19.
  2. Курбатов А.А., Курбатов О.А. Инженерно-артиллерийское обеспечение Смоленского и Рижского государевых походов 1654–1656 годов // Военно-исторический журнал. № 8. 2008.
  3. Курбатов О.А. Рижский поход царя Алексея Михайловича 1656 г.: Проблемы и перспективы исследования // Проблемы социальной и политической истории России: Сборник научных статей. М., 2009. С. 83–88.
  4. Курбатов О.А. Русско-шведская война 1656–1658 гг.: проблемы критики военно-исторических источников // Россия и Швеция в средневековье и новое время: архивное и музейное наследие. М., 2002. С. 150–167.
  5. Малов А.В. Русско-шведская война 1656–1658 гг. и военное строительство в России // Россия и Швеция в средневековье и новое время: архивное и музейное наследие. М., 2002. С. 126–150.
  6. Соколов Ю.Ф. Ратная слава отечества. М., 1999.
  7. Эриксон Л. Шведская армия и Россия в XVII в. // Каталог выставки «Орел и лев. Россия и Швеция в XVII в.». М., 2001. С.38–43.