В постоянной экспозиции Исторического музея посетители могут увидеть весьма необычную серию небольших по размеру статуэток из раскрашенного гипса, изображающих известных деятелей культуры. Эти статуэтки примечательны тем, что изображённые персонажи могут показаться несколько комичными, но никак не воодушевлёнными творцами, какими зрители могли бы их увидеть в мраморных или бронзовых изваяниях или на живописных полотнах. Кто был этот смелый создатель гипсовых статуэток, кого он изобразил и почему известные персоны представлены в таком непривычном, пародийном образе?
Сперва попробуем дать определение понятию «статуэтка». Статуэтки, создаваемые, как правило, из гипса, дерева и кости, традиционно характеризуются как «мелкая пластика». В искусствоведческой науке имеются расхождения касаемо дефиниции мелкой пластики в целом: относить этот вид искусства к скульптуре или к декоративно-прикладному искусству? Ввиду того, что большинство исследователей склонно включать мелкую пластику в число разновидностей скульптуры, а также в различных описаниях рассматриваемых в данной статье произведений встречается их характеристика как «скульптур», автором статьи будут использованы оба термина: «статуэтка» и «скульптура».
Рассмотрим некоторые из статуэток. На одной из них представлен уже немолодой лысеющий человек, плотного телосложения, небольшого роста, с достаточно крупной круглой головой. Немного ссутулившись, изображённый мужчина, облачённый в лаконичный чёрный костюм, держит руки за спиной. На небольшом квадратном постаменте читается надпись: «Булгаринъ». Перед нами скульптурный портрет Фаддея Венедиктовича Булгарина — писателя, журналиста, издателя и критика XIX в. Булгарин вошёл в историю как основоположник авантюрного и фантастического романов в русской литературе (например, его произведения «Иван Выжигин» и «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в XXIX веке»). Он известен также как издатель нескольких журналов и человек с довольно интересной биографией: он служил капитаном в наполеоновской армии, а позднее сотрудничал с III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии — высшим органом политической полиции. Деятельность Булгарина нередко подвергалась осуждению и становилась предметом эпиграмм, особенно известно негативное отношение Александра Сергеевича Пушкина к нему. Несколько «закрытая» поза Булгарина, со спрятанными за спиной руками, с серьёзным выражением лица, показывает его человеком скрытным, с недоверием относящимся к людям вокруг.
Другая статуэтка из этой серии знакомит нас с абсолютно иным образом. Перед нами некая вдохновлённая творческая личность: этот человек изображён в шаге навстречу зрителям, одной рукой он придерживает края одежды, другой взмахивает в воздухе. Его голова чуть запрокинута наверх, рот слегка приоткрыт. На постаменте написана фамилия этого человека: «Глинка». Известный композитор Михаил Иванович Глинка предстаёт перед зрителями личностью, охваченной творческим порывом, «окрылённый» музой. Вероятно, Глинка изображён поющим, так как известно, что он был также певцом и вокальным педагогом. Современник Глинки, генерал-лейтенант и военный писатель П. А. Степанов, оставил интересное описание внешнего вида композитора: «На правой стороне лба торчал несокрушимый вихор; карие глаза из-под нависших век смотрели приветливо и выразительно; выражали они постоянно доброту, иногда сверкали весёлостью и загорались вдохновением. Голову он держал немного назад, грудь выставлял вперёд; ходил, приподымаясь слегка на носки…» Примечательно, как точно соответствует гипсовая статуэтка письменному описанию — автор скульптуры запечатлел композитора в узнаваемой современниками позе, при этом, вероятно, немного утрировав её.
В рассматриваемой серии статуэток имеются и образы живописцев, к примеру, портретиста Якова Феодосиевича Яненко. Его портрет заметно отличается от возвышенного облика Глинки — художник изображён коренастым лысеющим мужчиной, в одной руке крепко держащим стакан, а в другой — бутылку. Одна из главных черт Яненко, на которую указывали современники и которую упоминают биографы, — его пристрастие к алкоголю, за что живописец получил прозвище среди знакомых «Пьяненко». Таким образом, скульптор не только создаёт портретно похожий образ Яненко, но и дополняет его атрибутами, напрямую указывающими на зависимость художника от спиртного.
Привлекает внимание ещё одна статуэтка, которая представляет образ крупного литератора первой половины XIX в. Нестора Васильевича Кукольника. Писатель изображён ссутулившимся, с чуть согнутыми ногами. Его поза и выражение лица несут в себе налёт грусти. На большинстве портретов Кукольник представлен подобным образом, словно замкнутым в себе и чем-то опечаленным, но, возможно, это отражение его застенчивости и нерешительности, о которых упоминали в отношении него современники. В одной руке он держит скрученные в рулон бумаги с неким текстом, сочинением — атрибут, указывающий на род деятельности изображённого человека. К многогранному прозаику, поэту и драматургу, общественному деятелю Нестору Кукольнику отношение современников было противоречивым. Автор этого скульптурного портрета, тем не менее, был близок к Кукольнику. Известно, что Нестор Кукольник со своими братьями устраивал по средам встречи с другими деятелями культуры. Присутствовали там и Булгарин, и Глинка, и Яненко, и знаменитый художник Карл Брюллов. Завсегдатаем «сред» был и создатель рассматриваемой серии статуэток — Николай Александрович Степанов. Один из ведущих карикатуристов той эпохи, Степанов в 1850-е гг. создал скульптурный цикл дружеских шаржей, к которым относятся и рассмотренные ранее портреты. Следует совершить небольшой экскурс в историю шаржа и в творчество Степанова.
Шарж — это разновидность карикатуры. В России становление карикатуры как жанра высмеивающего и обличительного принято отсчитывать с начала XIX в. Главные темы сатирических рисунков в то время — борьба с Наполеоном и политические события в мире. Русская карикатура начинает охватывать и современную действительность в самом государстве, демонстрируя негативные явления, обличая чиновников и аппарат власти. Смелые, острые рисунки, распространявшиеся на страницах журналов и пользующиеся интересом у читателей, не могли долго оставаться без правительственного внимания. В эпоху правления Николая I усилились надзор над печатными органами и цензура в отношении карикатуры, но сатирическое искусство несмотря ни на что продолжало существовать. Карикатура, как правило, проявляется в графике — в рисунках карандашом, углём, тушью, акварелью, а также в гравюре. Главное отличие шаржа от карикатуры заключается в том, что юмор шаржа, как правило, добрее, безобиднее, чем в карикатуре. Стоит отметить, что уже в XIX в. сформировались черты карикатурного портрета или портрета-шаржа, которые сохранились в этом жанре искусства по сей день. Подобные образы отличаются гипертрофированностью черт лица: размера носа, формы губ, типичным выражением глаз. Чтобы сделать акцент на этом, художники изображают обычно своих моделей с преувеличенно большими головами. Для передачи поведения и внутреннего мира человека карикатуристы стараются представить модель в полный рост, показав характерную для этого героя одежду, позы, жесты, — всё то, благодаря чему зрители и без подписи могли бы узнать, кто представлен на карикатуре.
Николая Александровича Степанова исследователи считают одним из крупнейших русских карикатуристов середины XIX в. Он работал и как график, создавая сатирические иллюстрации для журналов, и как скульптор. Карикатурные гипсовые статуэтки Степанова ознаменовали собой совершенно новое явление в истории русского сатирического искусства и пользовались большим спросом — они поступали в продажу и раскупались нарасхват. Как же реагировали сами «модели» карикатурных статуэток Степанова? В качестве примера можно привести курьёзный случай, связанный с Фаддеем Булгариным, скульптурный образ которого была рассмотрен ранее. Поначалу Булгарин хорошо отзывался о творчестве Степанова: «Все статуэтки его отличаются редким искусством, не только лицо, но и фигура, походка, даже манера одеваться — всё выдержано и сохранено». Но как только Булгарин увидел шарж на себя, мнение о карикатуристе Степанове резко поменялось: «Перед окном, на котором выставлены уродливые статуэтки с размазанными красною краскою рожами, остановилась толпа <…> Карикатура должна смешить, а статуэтки Степанова возбуждают жалость». Фаддей Булгарин был не единственным, кого обижали статуэтки Н. А. Степанова, что вполне объяснимо — современники отмечали значительное сходство и острую характеристику, которыми карикатурист насыщал свои работы, и далеко не каждый человек способен легко принять подобное воплощение себя. Поэтому карикатуру можно смело назвать самым откровенным жанром в изобразительном искусстве.
Не только модель оказывается представлена «во всей красе» перед зрителем, но и сам художник, ведь в своих работах, изображая то или иное событие или какого-либо человека определённым образом, карикатуристы выражают своё мнение об этом. Карикатурист должен обладать большой смелостью, что можно видеть на примере Николая Александровича Степанова, не побоявшегося создавать шаржи на известных деятелей культуры, писателей, публицистов, которые могли, подобно Булгарину, оставить в прессе резкий критический отзыв.
Сегодня созданные Степановым гипсовые дружеские шаржи, которые представлены в экспозиции Исторического музея, позволяют современному зрителю узнать известных деятелей культуры XIX в. с новой стороны — той, которую обычно не отображают на парадных портретах или в биографиях. Благодаря этому изучение творчества и жизни этих людей становится ещё более интересным.
Использованная литература:
Варшавский Л.Р. Русская карикатура 40–50-х гг. XIX в. М., 1937.