Сюжеты на тему 1812 года в гальванопластике

Просматривая внимательно каталоги художественного собрания коллекционера Минской губернии И.Х. Колодеева, наше внимание привлекли две фотографии с изображением барельефных композиций, где рукой составителя каталога Н.В. Зарецкого было написано: «Польский скульптор Kurzowa. Подл[инный] гальв[анопластический] оттиск в собр[ании] Ив[ана] Хр[исанфовича] Колодеева».

Антони Кужава. Переправа польских улан через Неман. 1888. Гальванопластика
Антони Кужава. Переправа польских улан через Неман. 1888. Гальванопластика

Эта информация послужила поводом для углубленного изучения творчества польского скульптора Антони Кужавы (Antoni Kurzawa, 1842–1898). В последней четверти XIX века он работал в Варшаве и сотрудничал с литейной фирмой, основанной в 1844 году выходцем из Франции Юзефом Фражé (Józef Fraget, 1797–1867). Именно там в 1888–1889 годах были отлиты четыре гальванопластических барельефа на тему наполеоновской эпохи: «Переправа польских улан через Вилию в 1812 году», «Пожар Москвы», «Сомосьерра» и «Проба копья» по оригиналам польских живописцев Яна Шелминского (Jan Chełmiński,1851–1925), Юлиуша Коссака (Juliusz Kossak,1824–1899) и Войцеха Коссака (Wojciech Kossak, 1857–1947). Эти бронзовые оттиски были вмонтированы в деревянную шкатулку производства Эдварда Красносельского и хранятся в настоящее время в Национальном музее г. Варшавы.

Антони Кужава. Пожар Москвы в 1812 году. 1888. Гальванопластика
Антони Кужава. Пожар Москвы в 1812 году. 1888. Гальванопластика

В собрании Польского историко-литературного общества в Париже были найдены реплики из позолоченной бронзы.

Подобные оттиски хранились и в частных собраниях. Так, компаньон И.Х. Колодеева, Флориан Викторович Свида, купил себе один оттиск, а Колодеев приобрел сразу две пластины «Переправу польских улан через Неман» и «Пожар Москвы», которые в настоящее время хранятся в фонде скульптуры отдела ИЗО ГИМ.

Шкатулка фабрики Э. Красносельского. Источник:Almanach Muzealny. 2003. № 4. С. 202
Шкатулка фабрики Э. Красносельского. Источник: Almanach Muzealny. 2003. № 4. С. 202