Человек эпохи романтизма: художник-любитель князь Г.Г. Гагарин — Блог Исторического музея

Человек эпохи романтизма: художник-любитель князь Г.Г. Гагарин

Исторический музей обладает внушительной коллекцией живописи, которая насчитывает около 6 тыс. произведений. Среди картин XIX столетия в собрании имеется портрет, который посетители могут помнить по таким выставкам в Историческом музее, как «Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII – начала ХХ вв.» и «Аристократический портрет в России. Из собрания живописи Исторического музея XVIII – начала ХХ вв.». Это созданный немецким художником Йозефом Карлом Штиллером портрет князя Григория Григорьевича Гагарина. Почему этот портрет притягателен, что он может поведать о представленной на нём личности и чем прославился сам князь Гагарин?

Портрет князя Григория Григорьевича Гагарина (1810–1893). Штиллер Йозеф Карл (Joseph Karl Stieler), 1837-1839 гг.
Портрет князя Григория Григорьевича Гагарина (1810–1893). Штиллер Йозеф Карл (Joseph Karl Stieler), 1837-1839 гг.

Портрет князя Г.Г. Гагарина является показательным произведением эпохи романтизма, которой можно описать период с конца XVIII в. до середины XIX в. Обозначить романтизм как художественный стиль было бы не совсем корректно. Это, скорее, эстетическое начало, проявившееся в искусстве, политике, философии и других областях жизнедеятельности. Князь Гагарин изображён погрудно, его тело повёрнуто чуть влево, а голова —вправо. Руки князя скрещены на груди, а его взгляд мечтательно устремлён наверх. Идеальный человек эпохи романтизма словно пребывает в двух мирах — реальном, окружающем его, и в мире мечты — и при этом стремится уйти как можно дальше от быта и повседневности. Если на портретах XVIII столетия взоры моделей, как правило, были обращены на зрителя, то в начале XIX в. портретисты зачастую отказываются от установления зрительного контакта между изображённым человеком и зрителем, тем самым показывая, что персона на портрете погружена в свои думы и мечты, отрешена от действительности. Другое качество личности времени романтизма, которое нередко старались подчёркивать портретисты, — яркая индивидуальность человека, его противостояние быту, реальности, приземлённости, т. е. тому, с чем романтизм боролся. Данную черту нагляднее всего можно выразить в изображении скрещенных на груди рук. Таким жестом человек ограждает себя от окружающего мира и от всего, что может отвлечь его от раздумий.

Облачён Гагарин в роскошный халат, украшенный золотными нитями и орнаментами. В начале XIX в. халаты, особенно восточные, в качестве мужской домашней одежды стали крайне популярны. Было модно принимать у себя дома друзей в неформальной обстановке, облачившись в великолепный халат.

Свойственен был эпохе романтизма и интерес к востоку, к экзотике, что в России, прежде всего, было связано с Кавказом. Яркие проявления этого сложившегося романтизированного отображения Кавказа в русской литературе первой трети XIX в. прослеживаются в поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник» и произведениях М.Ю. Лермонтова (поэмы «Хаджи-Абрек», «Демон», «Мцыри», роман «Герой нашего времени»).

Художник-портретист Штиллер представил князя Гагарина на условном фоне, где можно угадать изображение объёмных и тёмных облаков с небольшим просветом голубого неба в левом верхнем углу. Романтизм — это ощущение и ожидание перемен, буйство чувств человека и неистовость природной стихии, что выражается в тёмном, заволоченном тучами предгрозовом небе, на фоне которого часто изображаются герои картин той эпохи.

Так, портрет молодого князя Г.Г. Гагарина (картина датируется 1837–1839 гг., когда Гагарину было 27–29 лет) по своим характеристикам вполне соотносится с романтизмом. Однако не только рассматриваемая картина сочетает в себе типичные для этого направления свойства, но и сама личность Гагарина ярко и характерно иллюстрирует то, каким должен быть человек эпохи романтизма. «Романтики» не просто предавались миру мечты и идеала, но и отличались бурной деятельностью, затрагивающей различные сферы жизни. Они могли быть одновременно и поэтами, и художниками, и учёными. Так и Григорий Григорьевич Гагарин — помимо военной и административной службы (на дипломатическом поприще и в управлении Академией художеств в качестве вице-президента), он занимался искусством, чем и вошёл в историю. С детства он проявлял интерес к рисованию, который укрепился после его юношеских поездок по Европе, где он мог познакомиться с величайшими шедеврами мирового искусства. Позднее Гагарин иллюстрировал произведения Пушкина: поэму «Руслан и Людмила», сказки, повесть «Пиковая дама». Сам Гагарин был в хороших отношениях с великим поэтом.

Большую славу приобрели зарисовки Гагарина, созданные им во время многочисленных путешествий. В коллекции Исторического музея имеется изданный в 1897 г. альбом «Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры» с рисунками князя. На различных листах этого издания предстают детально переданные архитектурные постройки в окружении пейзажа или с изображением ракурсов, разреза и плана здания.

Гагарин, Григорий Григорьевич. Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. [Рис. Г.Г. Гагарина. Серия 1-я]. Лист 33. Грузия. Развалины церкви С-го Григория. 1855. 1897

Гагарин, Григорий Григорьевич. Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. [Рис. Г.Г. Гагарина. Серия 1-я]. Лист 33. Грузия. Развалины церкви С-го Григория. 1855. 1897 г.

Грузия. Тимотисмани, древний храм. Tsimatismani.
Лист 31. Грузия. Тимотисмани, древний храм. Tsimatismani.
Внутренний вид церкви.
Лист 39. Внутренний вид церкви.
План и разрез церкви
Лист 36. План и разрез церкви

Встречаются и изображения отдельных архитектурных деталей,

(«Лист 45. Капитель колонны и окно церкви в Салониках»
Лист 45. Капитель колонны и окно церкви в Салониках

копии мозаик в интерьерах церквей Лист 12. Из мозаик церкви Монреале близ Палермо. XII-го в.

Лист 12. Из мозаик церкви Монреале близ Палермо. XII-го в.

Лист 1. VI-го в. мраморная мозаика Св. Софии в Константинополе.
Лист 1. VI-го в. мраморная мозаика Св. Софии в Константинополе.

и даже детальные зарисовки предметов церковного обихода.

Лист 21. Византийский подсвечник XI. в.
Лист 21. Византийский подсвечник XI в.
Лист 34. Потиры
Лист 34. Потиры

Рисунки выполнены с предельным вниманием к деталям изучаемых памятников. Возможно, приведённые листы не могут в полной мере продемонстрировать собственную манеру творчества Гагарина, ведь в этих рисунках он проявил себя, скорее, как учёный и копиист, сохраняющий особенности культуры прошлого для своих современников и потомков. Неслучайно в альбоме объединены византийские, кавказские и древнерусские памятники — Гагарин стремился выявить влияние византийского искусства на раннехристианские памятники Грузии, что по праву может быть оценено не просто как альбомные зарисовки любопытствующего художника, но как настоящий исследовательский труд.

Возвращаясь к портрету Григория Григорьевича Гагарина, написанному художником Штиллером, сложно поверить, что за образом этого «красавца-мужчины» скрываются необыкновенная творческая личность и отображение целой эпохи. Сам образ князя Гагарина, его жизнь и деятельность, произведения дополняют собой представления о сложном, таинственном, притягательном для исследователей по сей день периоде романтизма.

Использованная литература:

Безгубова А. Герой своего времени // ACADEMIA, № 2. С.72 – 76.

Турчин В.С. Мир романтизма. Тоска по идеалам и время мечтаний. Пролегомены // Искусствознание: журн. по истории и теории искусства. М., 2012. С. 92–111.