Покровский собор часто вызывает ассоциации не с храмом, а со средневековым замком. Надо сказать, что такое сравнение, на самом деле, не лишено оснований. Прежде всего, в классическом замке обязательно должно быть мрачное, зловещее подземелье – в соборе с этой ролью прекрасно справляется цокольный этаж, он же подклет. Подобно тому, как древнегреческий титан Атлант держал на своих плечах небесный свод, подклет держит на себе девять массивных церквей, по сути, весь собор. По этой причине, помещения подклета были устроены очень компактными и небольшими, а стены – мощными и широкими (до 3 метров), из-за чего весь цокольный этаж получился тесным и темным, совсем как подземелье.
Еще один обязательный атрибут средневекового замка – в мрачном, зловещем подземелье должны храниться несметные сокровища. С этим пунктом все просто – Покровский собор сам по себе является сокровищем невыразимой ценности, при этом он выглядит как затейливо ограненный драгоценный камень и вмещает в себе великое множество памятников, в которых отразилась наша общая история.
Наконец, у сокровищ, находящихся в мрачном, зловещем подземелье средневекового замка должен быть наводящий ужас бдительный страж – дракон. В подклете Покровского собора их целых два, правда, для большинства гостей они невидимы. Открываются они только избранным – терпеливым, внимательным, зорким, и происхождением своим связанным с двумя городами, названия которых начинаются на одну и ту же букву – Кашира и Казань. Почему только эти два города? Потому что наши драконы не только защищают сокровища подклета, но и с незапамятных времен покровительствуют этим городам, украшая своими изображениями городские гербы.
Предания седой старины утверждают, что имя драконам Покровского собора – Зилант, повелитель змей. Те же предания повествуют о том, что отношение Зиланта к жителям вышеупомянутых городов, да и к людям вообще, не всегда было дружеским и покровительственным. Бывало оно и откровенно враждебным. Память об этих временах лучше всего сохранилась в Казани. Пребывая там, и сегодня еще можно услышать рассказы о наводящих ужас нападениях, или, уместнее сказать, налетах Зиланта. Говорят, также, что ныне он скрывается на дне казанского озера (Лох-Несс) Кабан, но в этом есть некоторые сомнения – кого же тогда видят избранные на двух роскошных позолоченных хоругвях начала XX в., украшающих подклет Покровского собора?