Почти два месяца страна живет в режиме самоизоляции. Нарушен привычный уклад жизни, ограничено передвижение, закрыты все общественные места, в том числе учебные заведения, библиотеки и музеи. Большинство сотрудников перевели на удалённую работу. Чем же занимается дома работники Государственного исторического музея? Как переживают это трудное для всех время? Об этом рассказывает научный сотрудник ГИМ Александр Чернов.
Коронавирус стал настоящим испытанием для всей страны в целом и для каждого россиянина в частности. Но коронакризис, как и всякий кризис, – это не только пора трудностей и невзгод, но и время возможностей. Немецкому писателю Жану Полю Рихтеру принадлежат слова:
«умный человек найдёт выход из любого сложного положения».
Это так. Я уверен, ГИМовцы как умные люди не только нашли выход из сложившейся ситуации, но и научились извлекать из неё пользу. Так, хотя самоизоляция длится уже почти два месяца, мне ни разу не приходилось скучать, поскольку я постоянно чем-то занят. За работой время летит стремительно.
Стороннему человеку, незнакомому с музейным делом, может показаться, что если экспозиция и выставки закрыты, то и сотрудники музея сидят без дела. Однако это не так. Помимо экспозиции и выставок у нас есть и другие важные дела. Вот вам пример. Я работаю в научно-экспозиционном отделе, который занимается разработкой и планированием выставок, научными исследованиями и подготовкой информационно-справочных материалов. Дома мы работаем примерно в том же режиме, что и в музее. Во-первых, вместе с хранителями занимаемся информационным наполнением странички «Электронный путеводитель» на сайте Государственного исторического музея. С ней наши читатели могут ознакомиться прямо сейчас, пройдя по ссылке. Кроме этого, совместно с методическим отделом готовим материалы для коллег из PR-отдела, которые ведут музейные социальные сети и блог. Наконец, продолжаем разработку и планирование новых выставок, которые откроются, надеюсь, в течение ближайших лет.
Сидя дома, я совершенствую свои знания и представления по той тематике, которой занимаюсь в рамках исследовательской деятельности. Речь идет о сравнительной истории Византийской империи (XIV–XV вв.) и Московского княжества (XV–XVII вв.). Как исследователю мне необходимо хорошо знать не только классические труды по избранной тематике, но и новейшую научную литературу (отечественную и зарубежную), объем которой со временем только растёт. К сожалению, в рамках обычного рабочего графика не всегда удается в полной мере ознакомиться с новинками научного мира. Но в нынешней ситуации стало возможно наверстать упущенное и обновить имеющийся багаж знаний. Мне даже удалось подготовить материал для научной статьи. Из конкретных трудов, с которыми удалось ознакомиться за последние месяцы, назову следующие: Шпулер Б. «Золотая Орда. Монголы в России». 1223–1502. (2018); Малето Е.И. «Средневековая Русь и Константинополь» (2018); Сазонова Н.И. «За единый Аз…». Книжная «справа» при патриархе Никоне (1653–1666 гг.) и церковный раскол» (2018), Петросян И.Е. «Янычары в Османской империи» (2019). Также я почти прочитал третий и четвертый том «Истории Российского государства» Бориса Акунина, но это произведение скорее относится к художественной литературе.
Как известно, лучший отдых не полный покой, а смена деятельности. Когда я устаю от работы и научных измышлений, берусь за изучение иностранных языков. За время самоизоляции мне удалось восстановись свои знания французского, латинского и древнегреческого языков. Я даже поставил себе цель – выучить наизусть первые сто строк «Илиады» Гомера, разумеется, на языке оригинала. Шаг за шагом, строчка за строчкой двигаюсь к достижению этой цели.
Чтобы снизить нагрузку на мозг, я ежедневно занимаюсь физической нагрузкой и развиваю практические навыки. Каждый день начинается с базового набора ЛФК, тренировки речевого аппарата и постановки правильного дыхания. Кроме того, я приучил себя к регулярному приготовлению пищи и научился готовить десяток различных блюд, существенно разнообразив свой рацион. Наконец, увлекся видеосъёмкой и монтажом.
Таким образом, я спокойно переношу те непростые условия, в которых приходится сейчас существовать и работать. Мне некогда скучать и унывать, ибо я полностью посвящаю это время работе и саморазвитию. В редкие минуты грусти и апатии меня поддерживают мои родные и близкие, а также мои дорогие коллеги, с которыми мы регулярно беседуем по телефону. В целом, самоизоляция идет на пользу, а пребывание в четырех стенах остается практически незаметным.