Жардиньерка — приспособление, предназначенное для размещения в интерьере комнатных растений, своеобразная мини оранжерея. Те кто полагает, что жардиньерки появились в России только в период ампира, глубоко заблуждаются.
История сохранения растений в условиях холодного климата имеет древнюю историю, соответственно, и разнообразные стеллажи, поставки, связанные с этим родом деятельности, существовали с древнейших времен. Вспомним, например, знаменитые оранжереи XVII в. русского царя Алексея Михайловича Романова! Проблема заключается только в том, что наиболее ранние из сохранившихся жардиньерок относятся уже к XVIII в. Именно в этот период и появился сам термин, пришедший из французского языка. В большей степени, он закрепился за мебельным вариантом жардиньерок, которые существовали в нескольких модификациях. Наиболее простой из них — обычно размещавшийся на подоконнике ящик (иногда затейливой формы), фанерованный красивой древесиной, часто украшенный художественной бронзой и/или фарфором. Внутри него располагалась жестяная ванна, предохраняющая корпус предмета от неизбежной порчи от влаги. Необходимо сказать, что такие ванны были неотъемлемой частью любого вида жардиньерок и изготавливались с удивительной виртуозностью, повторяя очертания самых сложных форм предмета.
Не менее популярной, чем ящики, была подставка для цветов в форме этажерки, верх которых мог использоваться для ампельных растений.
Крайне востребованы были широкие жардиньерки — перегородки, помогающие моделировать пространство помещения, отсекая целые зоны, и позволяющие комфортно чувствовать разнообразным видам растений, в том числе, и плетущимся. Известно, что подобная жардиньерка, находилась в Малиновой гостиной супруги Николая I Александры Федоровны, что запечатлено на акварели 1863 г. работы Луиджи Премацци.
Также с целью формирования интерьера, здесь размещались более узкие жардиньерки-перегородки. За которыми могли уютно располагаться небольшие комплекты мебели или, например, всего одно кресло.
Распространенной формой в качестве цветочных подставок были столы с глубокой царгой, скрывающей жестяной резервуар. Как и многие жардиньерки, они изготавливались в нескольких аналогичных экземплярах и входили в состав гарнитуров. Так, представленный цветочный стол идентичен по форме витринами, созданными в мастерской братьев Гамбс в 1851 г. для анфилады комнат Гатчинского дворца и запечатленным на акварели 1880 г. известным живописцем, мастером «портретов интерьеров» Э.П. Гау.
Даже непрофессиональным взглядом можно заметить, что в статье представлены жардиньерки, выполненные в едином стиле и в один период — в середине XIX в. Кроме того, они изготовлены в одной мебельной Мастерской братьев Гамбс в Санкт-Петербурге. Мы намеренно избежали анализа декоративной отделки представленных здесь памятников, хотя она необычайно выразительна и исполнена краснодеревцами высочайшего класса, но стремились наиболее полно разъяснить, что же такое жардиньерка, а также продемонстрировать разнообразие форм этого остроумного приспособления, ныне практически полностью вытесненного из современного обихода.