Книга «Пантеон российских государей» начала XIX века не утратила интереса к иконографии царствующих особ и государственных деятелей. Крайне редко встречается и чрезвычайно ценится как библиофилами, так и собирателями гравюр (несмотря на мифический характер некоторых изображений) полный экземпляр «Краткого исторического и хронологического описания жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресветлейших супруг и детей…» (Ч. 1-3; Москва, 1805–1810) коллежского
советника Ефрема Филиповского. В предисловии к первому тому Филиповский так объяснил причины, побудившие его составить это описание:
«Кому не лестно знать деяния своих Государей? Кому не любезно видеть их изображения? Сколько прошло веков от Рюрика? но никто не дерзнул предприять столь многотруднаго дела чтоб собрать все сие во едино, так сказать, средоточие, описать образ правления, разпространение пределов Государства, и показать свету в настоящем виде характеристическия черты владевших тогда Монархов. Несколько лет я трудился в собирании древних
монет, медалей и портретов, и наконец, сколько можно было, достиг до желаемой цели…».
Это один из первых опытов издания по русской иконографии, существленный известным типографом Платоном Петровичем Бекетовым (1761–1836). Всю свою жизнь он коллекционировал портреты выдающихся деятелей русской истории и культуры, многие из которых были не известны современникам. Платон Петрович тратил много усилий, времени, бескорыстно расходовал большие денежные суммы на подготовку к печати гравюр. Для этого он создал школу из своих крепостных, в которой преподавали известные мастера (среди них А.А. Осипов (1770–1850) – крепостной Е. Филиповского).
Книга имеет и другое заглавие: «Пантеон российских государей», напечатанное на гравированных титульных листах каждой части. В ней
помещены портреты князей и царей от Рюрика до Александра I. Изображения представлены с биографическими очерками и предназначались для российского юношества. Е. Филиповский посвятил свой труд императору
Александру I,
«яко начала источнику народнаго просвещения…».
В первой части 38 гравюр, в том числе портреты от Рюрика до великого князя владимирского Константина Всеволодовича, аллегорический фронтиспис и
иллюстрации на исторические сюжеты. Во второй части – 30 портретов: от
Ярослава Всеволодовича (сына Всеволода Большое Гнездо) до царя Василия
Шуйского. Портрет Лжедмитрия, царствовавшего на русском троне в
1605–1606 гг., считается одним из наиболее достоверных и выполнен с
оригинала работы Луки Килиана 1606 г. В третьей части – 31 лист гравюр, из
которых 25 портреты: от царя Михаила Федоровича до императрицы
Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I). Здесь же помещены
изображения родителей первого русского царя, фронтиспис с вензелем
Александра I, гравюра с видом дворца Алексея Михайловича в селе
Коломенское. Несколькими иллюстрациями сопровождается жизнеописание
императрицы Екатерины II, одна из которых особенно любопытна. Лист
разделен на две части: в верхней изображен памятник Петру I в Санкт-
Петербурге работы французского скульптора Э. М. Фальконе (1716—1791), в
нижней – перевозка Гром-камня для постамента памятника. Камень был
открыт в местности Лахта. Работы по его доставке в столицу Российской
империи, предварительной обработке и установке на месте продолжались три года. Все гравированные портреты, кроме изображения Дмитрия Самозванца, отпечатаны в подвижных рамках с резными украшениями.
Под некоторыми из опубликованных портретов подписи А.А. Осипова, Е.
Цынтерова, Н. Иванова. Остальные – без подписей. Гравюры «Пантеона
российских государей» имеют самостоятельное значение и придают книге
статус книжного памятника.
Автор И.Л. Фомина, старший научный сотрудник отдела книжного фонда