Ведерная бутыль представляет редчайший образец так называемого народного стекла. В XVIII веке русское профессиональное искусство ориентировалось на европейские образцы. Однако и традиционное национальное направление продолжало существовать и развиваться. Его носителями были крестьяне, старообрядцы, а также население городов, торговое и торгово-промышленное купечество, которое воспринимало импульсы, исходившие от элитарной культуры, очень избирательно. Европейские нововведения в этой среде существенно корректировались с учетом национального вкуса. Именно запросы русских горожан инспирировали появление произведений отечественных ремесленников, искусство которых и называется народным.
Большинство народных изделий XVIII века выполнено из зеленого неочищенного стекла с росписью полихромными эмалями молочно-белого, охристо-красного, синего, оливково-зеленого, желтого цветов. Аналогичное пятицветие встречается в русских рельефных изразцах XVII века, украшавших печи и фасады зданий. Набор сюжетов был довольно разнообразен: анималистика, праздничные и жанровые сцены; особое место отводилось библейским историям, среди которых самыми популярными были ветхозаветные предания об Адаме и Еве, а также об Иосифе Прекрасном. На огромной ведерной бутыли повествование об Иосифе передано в 14 клеймах, каждое из которых пронумеровано и пояснено текстом.
Роспись бутыли отличается тонкостью и тщательностью исполнения и большим композиционным мастерством. На ее поверхности изображены 54 фигуры людей и животных. Живописец разместил всех персонажей таким образом, что действие развивается по нисходящей спирали, каждый ярус клейм – сцены одного действия. В верхнем ярусе изображен конфликт Иосифа и его братьев, в среднем – путешествие героя в Египет, в нижнем – злоключения Иосифа в доме Пентефрия. Внизу надпись:
«Сия бутыль коломенского купца Василия Климонтова сына Бачарникова».
История Святого Иосифа Прекрасного необычна. Святой праведный Иосиф Прекрасный был сыном ветхозаветного патриарха Иакова, умершего около 1700 года до Рождества Христова. Родные братья завидовали праведному Иосифу, потому что отец любил его больше других, и боялись его, потому что Иосиф рассказывал им о свои сны о его будущем величии.
Однажды братья ушли пасти скот далеко. Тогда отец позвал Иосифа и послал посмотреть, как обстоят дела, и принести ответ. Послушный сын пошел исполнять волю отца. Братья решили убить Иосифа, но по совету старшего из них, Рувима, тайком желавшего спасти брата, передумали и сначала бросили Иосифа в ров, а затем по совету Иуды продали купцам, которые с караваном направлялись в Египет. Братья испачкали одежды Иосифа в крови заколотого козла, чтобы Иаков поверил в смерть от хищного зверя.
В Египте праведный Иосиф был продан Потифару, начальнику царских телохранителей и, благодаря своему уму и добродетели, заслужил доверие своего господина. Праведный Иосиф был удивительно красив, и жена Потифара хотела принудить его к прелюбодеянию. Целомудренный юноша отверг соблазн, и тогда жена Потифара от злобы и стыда оклеветала праведного Иосифа перед мужем, будто юноша хотел осквернить ее. Поверив лжи, Потифар заточил невинного юношу в темницу. В темнице Иосиф прославился мудрым толкованием снов. Разгадав сны фараона, предвещавшие приближение голодных лет и несчастий для Египта, праведный Иосиф был освобожден и стал первым сановником Египта. Когда же на родине праведного Иосифа в Палестине наступил голод, святой Иосиф Прекрасный помог переселиться отцу со всем его родом в Египет. Перед своей кончиной в возрасте 110 лет праведный Иосиф завещал перенести его кости из Египта в землю обетованную, что и было исполнено при святом пророке Моисее, за 1496 лет до Рождества Христова. Через своих сыновей Манассию и Ефрема святой Иосиф Прекрасный положил начало двум коленам Израильским. История Иосифа Прекрасного повествуется в Библии (Быт. 37 — 50).
Бутыль поступила в собрание ГИМ из коллекции П.И. Щукина 1905 году.