Эскизы костюмов и декораций — артефакты спектакля, которые продолжают существовать даже тогда, когда постановка уходит со сцены. В собрании ГИМ хранятся эскизы декораций и костюмов И. И. Нивинского к нескольким спектаклям, в том числе ряд эскизов и зарисовок к опере «Севильский цирюльник» в постановке К. С. Станиславского.
Кем был И. И. Нивинский?
Игнатий Игнатьевич Нивинский (1881-1933) — яркий, самобытный театральный художник XX века, ученик С. Ю. Жуковского, выпускник Строгановского училища.

Любителям истории русского театра Игнатий Нивинский знаком, прежде всего, как автор художественного оформления к легендарному спектаклю «Принцесса Турандот» в постановке Евгения Вахтангова (1922 г.).
Многогранный талант помог И. Нивинскому стать не только ярким театральным художником, но и выдающимся гравером и офортистом. В 1925 году в Музее изящных искусств состоялась выставка офортов Игнатия Игнатьевича.

Игнатий Нивинский пробовал свои силы в разных стилях и жанрах. Во время работы над спектаклем «Турандот» огромное влияние на стиль и художественный язык Игнатия Нивинского оказал конструктивизм, со свойственной ему лаконичностью и простотой форм. Вместе со своим старшим другом, архитектором Иваном Жолтовским, И. Нивинский ездил в Италию, где искренне проникся образами классического искусства. Неоклассицизм (как переосмысление классического наследия) также был близок тонкой и изящной натуре художника. Игнатий Нивинский участвовал в оформлении залов Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина). Архитектор здания музея Роман Клейн в 1908 году так отзывался о молодом художнике:
«Нивинский, несмотря на молодость, — большой мастер декоратор».
Спектакль «Севильский цирюльник» создавался Константином Сергеевичем Станиславским в реалистическом ключе, поэтому и сценография к нему соответствовала принципам реализма. Эта опера-буффа итальянского композитора Джоакино Россини по комедии французского драматурга Пьера Бомарше была поставлена на сцене Оперного театра Станиславского в 1933 году на либретто П. Антокольского. «Севильский цирюльник» — произведение любимое режиссерами как драматического, так и музыкального театра. История о находчивом цирюльнике из Севильи никого не оставляла равнодушным. Лихо закрученный сюжет, комедия положений, искрометный юмор и комичные образы всегда имели успех у зрителя. Опера «Севильский цирюльник» была написана Дж. Россини в 1816 году и затем не сходила с афиш европейских и российских театров. Ранее авторами костюмов и декораций к «Севильскому цирюльнику» были такие метры русской сценографии как Константин Коровин и Александр Головин.
Перед Игнатием Нивинским стояла непростая задача: сделать свою художественную интерпретацию образов комедии «Севильский цирюльник». И это ему удалось благодаря индивидуальному художественному восприятию и тонкому пониманию литературного материала.
Хотя многие эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Севильский цирюльник» хранятся ныне в собрании ГЦТМ им. А. Бахрушина и МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, в коллекции ГИМ есть несколько эскизов костюмов и карандашные зарисовки с портретами актеров в ролях. На оборотах этих эскизов стоит автограф Константина Станиславского и его резолюции «одобрено» либо «утверждаю».

Костюмы графа Альмавивы, его слуги Фиорелло и солдата выполнены акварелью на бумаге. К эскизам костюмов Фиорелло и солдата булавочкой прикреплены маленькие фрагменты предполагаемых тканей для пошива костюмов. Нельзя однозначно утверждать, что именно эти ткани были подобраны самим художником, возможно, их в соответствии с цветами на эскизе подбирали в пошивочном цехе.


цирюльник», 1932 г.
В эскизах костюма графа Альмавивы и солдата художник сосредоточился на колорите костюма и внешнем облике героя. Эскиз костюма графа Альмавивы отвечает принципам конcтруктивизма: локальные цвета, простые геометрические формы. В двух эскизах с изображением Фиорелло помимо костюма И. Нивинский прорабатывал позу и мимику героя, создавая образ сутулого, худого, хитрого старика.


В миниатюрных портретных зарисовках артистов в ролях художник не только разрабатывал грим и прическу, но и показывал характер персонажа. Например, дон Базилио улыбается хитро и коварно, как и подобает настоящему сплетнику. Крючковатый нос и насупленные брови подчеркивают неприятный характер героя.

Фигаро в объемном парике, традиционном для XVIII столетия, сосредоточен и серьезен, так как шутливость — лишь маска этого умного и проницательного персонажа.

Розина, невеста графа Альмавивы, предстает перед зрителем настоящей испанской красавицей с чарующими темными глазами.

Образ экономки Берты не очень симпатичен: хитрая женщина стиснула губы и прищурила глаза, она сухощава, замкнута, но очень наблюдательна.

Если в эскизах костюмов художник заострял внимание именно на колористическом решении одежды героя, то в карандашных зарисовках объектом его внимания была мимика персонажей, т. к. мимика — один из главных инструментов актера для передачи оттенков чувств и эмоций.
Как справедливо было замечено искусствоведом Верой Николаевной Докучаевой в эскизах к «Севильскому цирюльнику» проявилось свойственное И. Нивинскому стремление к яркой театральности, праздничности. Образы бессмертной комедии П. Бомарше были решены художником с учетом исторической эпохи и места действия оперы. Вместе с красочностью эскизы костюмов Фиорелло и зарисовки полны комизма несмотря на то, что художник создавал их будучи тяжело больным. «Севильский цирюльник» стал последним театральным творением в жизни Игнатия Игнатьевича — он скончался на следующий день после премьеры.
Опера «Севильский цирюльник» в постановке К. С. Станиславского была с восторгом принят публикой, в газете «Советское искусство» сообщалось, что этот спектакль «рвет с привычными постановочными штампами и традициями».
Сегодня, спустя более 90 лет после премьеры, эскизы позволяют вспомнить о талантливом художнике Игнатии Нивинском.
Библиография:
1. Докучаева В. Н. Игнатий Игнатьевич Нивинский. М., Советский художник, 1969 г.- 259 с.
2. Березкин В. И. Театральный конструктивизм: принципы, происхождение, эволюция // Вопросы театра. Proscaenium, № ¾, 2008, с.193-206
3. Никольский А. А. Неоклассические тенденции в монументально — декоративной живописи интерьеров Музея изящных искусств в Москве. Неизвестные эскизы Р. И. Клейна и И. И. Нивинского. // Искусствознание: Журнал по истории и теории искусства N. 1-2, 2015, с. 114-141.
4. Никольский А. А. Офортная студия И. И. Нивинского (к столетию со дня основания 1912-2012) // Антикварный мир, № 5, М., 2012. — С.126.
