Эскизы Игнатия Нивинского к опере «Севильский цирюльник» — Блог Исторического музея

Эскизы Игнатия Нивинского к опере «Севильский цирюльник»

Эскизы костюмов и декораций — артефакты спектакля, которые продолжают существовать даже тогда, когда постановка уходит со сцены. В собрании ГИМ хранятся эскизы декораций и костюмов И. И. Нивинского к нескольким спектаклям, в том числе ряд эскизов и зарисовок к опере «Севильский цирюльник» в постановке К. С. Станиславского.

Кем был И. И. Нивинский?

Игнатий Игнатьевич Нивинский (1881-1933) — яркий, самобытный театральный художник XX века, ученик С. Ю. Жуковского, выпускник Строгановского училища.

И. И. Нивинский. Неизвестный фотограф. 1920-е гг. (Воспроизведение фото по книге В. Докучаевой «Игнатий Игнатьевич Нивинский». М., Советский художник, 1969 г.)
И. И. Нивинский. Неизвестный фотограф. 1920-е гг. (Воспроизведение фото по книге В. Докучаевой «Игнатий Игнатьевич Нивинский». М., Советский художник, 1969 г.)

Любителям истории русского театра Игнатий Нивинский знаком, прежде всего, как автор художественного оформления к легендарному спектаклю «Принцесса Турандот» в постановке Евгения Вахтангова (1922 г.).

Многогранный талант помог И. Нивинскому стать не только ярким театральным художником, но и выдающимся гравером и офортистом. В 1925 году в Музее изящных искусств состоялась выставка офортов Игнатия Игнатьевича.

Нивинский И. И. «Река Яуза» I. 1918 г.
Нивинский И. И. «Река Яуза» I. 1918 г.

Игнатий Нивинский пробовал свои силы в разных стилях и жанрах. Во время работы над спектаклем «Турандот» огромное влияние на стиль и художественный язык Игнатия Нивинского оказал конструктивизм, со свойственной ему лаконичностью и простотой форм. Вместе со своим старшим другом, архитектором Иваном Жолтовским, И. Нивинский ездил в Италию, где искренне проникся образами классического искусства. Неоклассицизм (как переосмысление классического наследия) также был близок тонкой и изящной натуре художника. Игнатий Нивинский участвовал в оформлении залов Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина). Архитектор здания музея Роман Клейн в 1908 году так отзывался о молодом художнике:

«Нивинский, несмотря на молодость, — большой мастер декоратор».

Спектакль «Севильский цирюльник» создавался Константином Сергеевичем Станиславским в реалистическом ключе, поэтому и сценография к нему соответствовала принципам реализма. Эта опера-буффа итальянского композитора Джоакино Россини по комедии французского драматурга Пьера Бомарше была поставлена на сцене Оперного театра Станиславского в 1933 году на либретто П. Антокольского. «Севильский цирюльник» — произведение любимое режиссерами как драматического, так и музыкального театра. История о находчивом цирюльнике из Севильи никого не оставляла равнодушным. Лихо закрученный сюжет, комедия положений, искрометный юмор и комичные образы всегда имели успех у зрителя. Опера «Севильский цирюльник» была написана Дж. Россини в 1816 году и затем не сходила с афиш европейских и российских театров. Ранее авторами костюмов и декораций к «Севильскому цирюльнику» были такие метры русской сценографии как Константин Коровин и Александр Головин.

Перед Игнатием Нивинским стояла непростая задача: сделать свою художественную интерпретацию образов комедии «Севильский цирюльник». И это ему удалось благодаря индивидуальному художественному восприятию и тонкому пониманию литературного материала.

Хотя многие эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Севильский цирюльник» хранятся ныне в собрании ГЦТМ им. А. Бахрушина и МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, в коллекции ГИМ есть несколько эскизов костюмов и карандашные зарисовки с портретами актеров в ролях. На оборотах этих эскизов стоит автограф Константина Станиславского и его резолюции «одобрено» либо «утверждаю».

Резолюция К. С. Станиславского на обороте зарисовки И. И. Нивинского «Дон Базилио», 1932 г.
Резолюция К. С. Станиславского на обороте зарисовки И. И. Нивинского «Дон Базилио», 1932 г.

Костюмы графа Альмавивы, его слуги Фиорелло и солдата выполнены акварелью на бумаге. К эскизам костюмов Фиорелло и солдата булавочкой прикреплены маленькие фрагменты предполагаемых тканей для пошива костюмов. Нельзя однозначно утверждать, что именно эти ткани были подобраны самим художником, возможно, их в соответствии с цветами на эскизе подбирали в пошивочном цехе.

Нивинский И. И. Эскиз театрального костюма солдата для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.
Нивинский И. И. Эскиз театрального костюма солдата для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.
Нивинский И. И. Эскиз костюма графа Альмавивы для оперы «Севильскийцирюльник», 1932 г.
Нивинский И. И. Эскиз костюма графа Альмавивы для оперы «Севильский
цирюльник», 1932 г.

В эскизах костюма графа Альмавивы и солдата художник сосредоточился на колорите костюма и внешнем облике героя. Эскиз костюма графа Альмавивы отвечает принципам конcтруктивизма: локальные цвета, простые геометрические формы. В двух эскизах с изображением Фиорелло помимо костюма И. Нивинский прорабатывал позу и мимику героя, создавая образ сутулого, худого, хитрого старика.

Нивинский И. И. Эскиз костюма Фиорелло для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.
Нивинский И. И. Эскиз костюма Фиорелло для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.
Нивинский И. И. Эскиз костюма Фиорелло для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.
Нивинский И. И. Эскиз костюма Фиорелло для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.

В миниатюрных портретных зарисовках артистов в ролях художник не только разрабатывал грим и прическу, но и показывал характер персонажа. Например, дон Базилио улыбается хитро и коварно, как и подобает настоящему сплетнику. Крючковатый нос и насупленные брови подчеркивают неприятный характер героя.

Нивинский И. И. «Дон Базилио». Зарисовка для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.
Нивинский И. И. «Дон Базилио». Зарисовка для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.

Фигаро в объемном парике, традиционном для XVIII столетия, сосредоточен и серьезен, так как шутливость — лишь маска этого умного и проницательного персонажа.

Нивинский И. И. «Фигаро». Зарисовка для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.
Нивинский И. И. «Фигаро». Зарисовка для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.

Розина, невеста графа Альмавивы, предстает перед зрителем настоящей испанской красавицей с чарующими темными глазами.

Нивинский И. И. «Розина». Зарисовка для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.
Нивинский И. И. «Розина». Зарисовка для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.

Образ экономки Берты не очень симпатичен: хитрая женщина стиснула губы и прищурила глаза, она сухощава, замкнута, но очень наблюдательна.

11.Нивинский И. И. «Берта». Зарисовка для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.
11.Нивинский И. И. «Берта». Зарисовка для оперы «Севильский цирюльник», 1932 г.

Если в эскизах костюмов художник заострял внимание именно на колористическом решении одежды героя, то в карандашных зарисовках объектом его внимания была мимика персонажей, т. к. мимика — один из главных инструментов актера для передачи оттенков чувств и эмоций.

Как справедливо было замечено искусствоведом Верой Николаевной Докучаевой в эскизах к «Севильскому цирюльнику» проявилось свойственное И. Нивинскому стремление к яркой театральности, праздничности. Образы бессмертной комедии П. Бомарше были решены художником с учетом исторической эпохи и места действия оперы. Вместе с красочностью эскизы костюмов Фиорелло и зарисовки полны комизма несмотря на то, что художник создавал их будучи тяжело больным. «Севильский цирюльник» стал последним театральным творением в жизни Игнатия Игнатьевича — он скончался на следующий день после премьеры.

Опера «Севильский цирюльник» в постановке К. С. Станиславского была с восторгом принят публикой, в газете «Советское искусство» сообщалось, что этот спектакль «рвет с привычными постановочными штампами и традициями».

Сегодня, спустя более 90 лет после премьеры, эскизы позволяют вспомнить о талантливом художнике Игнатии Нивинском.

Библиография:
1. Докучаева В. Н. Игнатий Игнатьевич Нивинский. М., Советский художник, 1969 г.- 259 с.
2. Березкин В. И. Театральный конструктивизм: принципы, происхождение, эволюция // Вопросы театра. Proscaenium, № ¾, 2008, с.193-206
3. Никольский А. А. Неоклассические тенденции в монументально — декоративной живописи интерьеров Музея изящных искусств в Москве. Неизвестные эскизы Р. И. Клейна и И. И. Нивинского. // Искусствознание: Журнал по истории и теории искусства N. 1-2, 2015, с. 114-141.
4. Никольский А. А. Офортная студия И. И. Нивинского (к столетию со дня основания 1912-2012) // Антикварный мир, № 5, М., 2012. — С.126.