Домашние животные в модной картинке XIX века — Блог Исторического музея

Домашние животные в модной картинке XIX века

Листая журналы мод читатель порой обращает внимание именно на костюмы дам и кавалеров прошлых столетий. Если рассматривать журналы XIX века внимательно, то помимо красавиц-дам и щеголей-кавалеров на иллюстрациях можно встретить и домашних питомцев. В XIX веке, как и сейчас, трудно было представить жизнь без домашних животных. Многие светские дамы и кавалеры заводили домашних любимцев, которые порой становились самыми преданными и искренними друзьями. Домашние животные, как неотъемлемая часть повседневности, отразились в модных журналах как в «зеркале» светской жизни XIX столетия. Братья наши меньшие появляются на страницах модных изданий довольно часто.

Какие животные стали героями модных иллюстраций?

Прежде всего на страницах модных журналов можно встретить птиц. Самая ранняя из иллюстраций с изображением домашних птиц, хранящаяся в Историческом музее, — картинка из журнала «Costume Parisien» 1813 года, на которой изображена дама с маленькой певчей птичкой, скорее всего щеглом.

Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Париж, 1813 г.
Модный дамский костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Париж, 1813 г.

Особенно любимыми певчими птицами в XIX столетии были канарейки и дрозды. В отечественных и зарубежных модных журналах также встречаются экзотические говорящие птицы-попугаи, чрезвычайно модные пернатые XIX столетия. Попугаи попали в Европу из Индии, по преданию их привез в Грецию флотоводец Александра Македонского. С тех пор в Европе, а затем и в России не гаснет интерес к попугаям разных пород. Популярность разведения попугаев отразилась в художественной литературе. В произведении А. Куприна «В зверинце» (1895 г.) читаем: «Желтые, серые, краснохвостые попугаи нахохлились на своих жердочках, привязанные к ним тонкими цепочками за ноги». И, действительно, на иллюстрации в журнале «Le Moniteur de la Mode» изображен попугай Ара с роскошным оперением, сидящий на жердочке с цепочкой на лапке.

Давид Ж. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le moniteur de la mode». Париж, 1847 г. (фрагмент)
Давид Ж. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le moniteur de la mode». Париж, 1847 г. (фрагмент)

На иллюстрации в журнале «Magasin des Demoiselles» ребенок тянется к попугаю (возможно, породы «жако»), держа в руке кусок мела, любимого лакомства пернатых.

Два модных дамских костюма и модный детский костюм. Лист из журнала«Magasin des Demoiselles». Париж, 1848 г. (фрагмент)
Два модных дамских костюма и модный детский костюм. Лист из журнала «Magasin des Demoiselles». Париж, 1848 г. (фрагмент)

Так в модной картинке показаны бытовые подробности и детали содержания птиц в домашних условиях.

Лист из журнала «Модный свет». Санкт-Петербург, 1882 г. (фрагмент)
Лист из журнала «Модный свет». Санкт-Петербург, 1882 г. (фрагмент)

Зеленых птиц, похожих на попугаев, можно увидеть еще на нескольких иллюстрациях, где птица уже не привязана за лапку, а свободно общается с хозяйками, сидя на руках.

Ф. К. Конт-Каликс. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж. 1847 г. (фрагмент)
Ф. К. Конт-Каликс. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж. 1847 г. (фрагмент)
Давид Ж. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le moniteur de la mode». Париж, 1849 г. (фрагмент)
Давид Ж. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le moniteur de la mode». Париж, 1849 г. (фрагмент)

В модных изданиях можно увидеть изображения достаточно крупных птиц. В журнале «Le Petit Courrier des Dames» изображена маленькая девочка с няней, с интересом рассматривающая гордого павлина с пышным хвостом.

Давид Ж. Модный дамский костюм и костюм для девочки. Лист из журнала «Le Petit Courrier des Dames». Париж, 1841 г.
Давид Ж. Модный дамский костюм и костюм для девочки. Лист из журнала «Le Petit Courrier des Dames». Париж, 1841 г.

Неповторимую красоту павлиньего оперения воспел в одном из стихотворений Г. Р. Державин («Павлин», 1795):

«Лазурно-сизы-бирюзовы.
На каждого конце пера.
Тенисты круги, волны новы.
Струиста злата и сребра:
Наклонит — изумруды блещут!
Повернет — яхонты горят…!»

На иллюстрации в журнале «Les Modes Parisiennes» показано, как дети во время прогулки по саду с няней радуются лебедю, плавающему в пруду.

Гравюра М. Долорона по рисунку Ф. К. Конт-Каликса. Модный дамский костюм и два модных детских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1854 г.
Гравюра М. Долорона по рисунку Ф. К. Конт-Каликса. Модный дамский костюм и два модных детских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1854 г.

Помимо птиц, на страницы журналов мод попали и другие популярные сегодня домашние любимцы — кошки. Однако в модных журналах в фондах Исторического музея изображениях кошек встречаются достаточно редко. В журнале «Le Moniteur de la Mode» запечатлена сцена любимого занятия пушистых озорников — катания клубков нитей.

Давид Ж. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le moniteur de la mode». Париж, 1848 г.
Давид Ж. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le moniteur de la mode». Париж, 1848 г.

На ряду с общеизвестными домашними питомцами в модных изданиях XIX столетия можно встретить и необычных животных. Например, в журнале «Le Moniteur de la Mode» показана белка на привязи. Глядя на эту картинку непременно вспоминаются строчки А. С. Пушкина из «Сказки о царе Салтане…» (1831г.): «белка песенки поет, да орешки все грызет».

Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le Moniteur de la Mode».Париж, 1840-е гг. (фрагмент)
Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le Moniteur de la Mode».
Париж, 1840-е гг. (фрагмент)

Наиболее популярными персонажами модных иллюстраций XIX века были собаки — питомцы, любимые людьми всех возрастов. На модных картинках, иллюстрирующих прогулки на свежем воздухе, показаны дамы в сопровождении четвероногих друзей.

Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1840-е гг.
Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1840-е гг.

На одной из картинок в журнале «Les Modes Parisiennes» изображен маленький ребенок, севший верхом на большого лохматого пса похожего на сенбернара.

Гравюра М. Долорона по рисунку Ф. К. Конт-Каликса. Модный дамский костюм и два модных детских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1847 г.
Гравюра М. Долорона по рисунку Ф. К. Конт-Каликса. Модный дамский костюм и два модных детских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1847 г.

В процессе увлекательной «верховой» езды на собаке никто даже не заметил оброненную мальчиком шляпку. Примечательно, что пес никак не сопротивляется своей временной роли извозчика. На другой иллюстрации в том же издании резвый песик пытается участвовать в детских играх.

Модный дамский костюм и два модных детских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1853 г.
Модный дамский костюм и два модных детских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1853 г.

Поэт Г. Р. Державин точно подметил добрый характер собак («Милорду, милому пуделю», 1807):

«Ты добр, — смешишь детей игривых,
Ты храбр, — страшишь людей трусливых
Учтив, — бежишь меня встречать.
Премудр, — в философы годишься…»

Ряд модных иллюстраций дает возможность любоваться изображениями спаниелей в домашней обстановке. На одной из модных картинок изображен спаниель, запрыгнувший на кресло и положивший передние лапки на плечо ребенку.

Гравюра А. Варана по рисунку Ф. К. Конт-Каликса. Два модных дамскихкостюма и модный детский костюм. Лист их журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1847 г. (фрагмент)
Гравюра А. Варана по рисунку Ф. К. Конт-Каликса. Два модных дамских костюма и модный детский костюм. Лист их журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1847 г. (фрагмент)
Гравюра М. Долорона по рисунку Ф. К. Конт-Каликса. Модный дамский костюм и два модных детских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1852 г. (фрагмент)
Гравюра М. Долорона по рисунку Ф. К. Конт-Каликса. Модный дамский костюм и два модных детских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1852 г. (фрагмент)
Два модных дамских костюма и два модных детских костюма. Лист их журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1847 г. (фрагмент)
Два модных дамских костюма и два модных детских костюма. Лист их журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1847 г. (фрагмент)

На другой — спаниель среди барышень участвует в чтении письма, сидя на пуфе.

Четыре модных дамских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1853 г.
Четыре модных дамских костюма. Лист из журнала «Les Modes Parisiennes». Париж, 1853 г.

В таких модных картинках отражается доверительное отношение к четвероногим друзьям как к членам семьи, которым позволено сидеть за столом. В «Сказке о кошке, которая гуляла сама по себе» известный английский писатель Р. Киплинг (1865-1936) писал об исключительной роли собаки в жизни человека: «Теперь это уже не дикая собака, а наш лучший друг. Она будет нашим другом всегда, всегда, всегда».

Породы собак, изображенных в модной картинке XIX века, не всегда идентифицируются, но некоторые все же можно узнать. В журнале «Модный Свет» изображена изящная белоснежная мальтийская болонка — миниатюрная игривая собачка-компаньон.

Лист из журнала «Модный свет». Санкт-Петербург, 1882 г. (фрагмент)
Лист из журнала «Модный свет». Санкт-Петербург, 1882 г. (фрагмент)

В другом номере этого журнала вниманию зрителей представлен благородный, вальяжный немецкий дог, который решил прилечь и немного отдохнуть во время длинного дамского разговора.

Лист из журнала «Модный свет». Санкт-Петербург, 1880 г.
Лист из журнала «Модный свет». Санкт-Петербург, 1880 г.

В отличие от дога миниатюрный, бойкий карликовый пинчер с интересом слушает беседу дам. Для того чтобы не замерзнуть на прогулке, песик одет в теплую накидку-попонку.

Лист из журнала «Модный свет». Санкт-Петербург, 1881 г.
Лист из журнала «Модный свет». Санкт-Петербург, 1881 г.

В журнале «Le Moniteur de la Mode» изображена серая левретка.

Давид Ж. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le moniteur de la mode». Париж, 1850 г.
Давид Ж. Два модных дамских костюма. Лист из журнала «Le moniteur de la mode». Париж, 1850 г.

Собак этой породы издавна любили разводить не только европейские, но и российские монархи. В XVIII столетии любимицей императора Петра I была левретка Лизетта, императрица Екатерина II не только обожала левреток, но и дарила щенков этой породы многим дворянским семьям. В XIX веке левретки продолжали быть царскими собаками, но любимцем императора Николая I был пудель Гусар, Александра II — cеттер Милорд, Александра III — лайка Камчатка. Знаменитыми любителями собак были, конечно же, не только царские особы, но и известные русские писатели Н. А. Некрасов, А. Куприн, А. П. Чехов и др. Николай Некрасов посвятил бескорыстно преданным собакам пронзительное стихотворение, в котором признавался в любви к этим прекрасным животным («О собаках», 1855):

«Так пусть же Человек-венец творенья,
каких бы в жизни ни достиг вершин,
склонит чело с любовью и почтеньем
к четвероногим врачевателям души!»

Журналы мод XIX века позволяют читателю убедиться в том, что братья наши меньшие являлись полноправными героями модных иллюстраций. Художники, иллюстрировавшие модные журналы, не были анималистами, но пытались изобразить домашних питомцев настолько точно, насколько могли.

Библиография:
Барыкова М. Страсти по легавым. Некрасов и его собаки // На русских просторах: Журнал. — СПб., Санкт-Петербургская общественная организация культуры «Аврора», 2023
Гордеева Е. В. Анималистика: вопросы терминологии и границ жанра / Е. В. Гордеева // Искусство Евразии. — 2019. — № 4(15).
Мишин Г. А. Милый и единственный друг // Событий и судеб сплетенье. — Саратов., Приволжское книжное издательство, 1990.
Стишковская Л. Попугайчики/Л. Стишковская// «Наука и жизнь», № 4, 1999.