В собрании отдела изобразительных материалов Исторического музея хранится несколько снимков представителей датской и русской монарших семей, автором которых является женщина-фотограф из Дании Мэри Стин.
Мэри Доротея Фредерика Стин (28 октября 1856 — 7 апреля 1939) — одна из первых женщин в Дании, добившихся серьёзного признания в области фотографии не только на родине, но и на международном уровне. Её творчество и общественная деятельность сыграли значительную роль в формировании профессионального пространства для женщин в сфере фотоискусства на рубеже XIX–XX веков.
Мэри была третьим ребенком в большой семье школьного учителя деревни Хвильсагер в регионе Ютландия. Она получила традиционное для многих девочек ее круга домашнее воспитание и образование. Однако, отказавшись от предсказуемого пути, в 16 лет переехала в Копенгаген. Некоторое время Мэри Стин подумывала стать медсестрой, но в итоге поступила в только что открытую Датским женским обществом бизнес-школу под руководством Каролины Тестман, где спустя полтора года получила диплом.
Работа в конторе, куда Мэри устроилась после окончания обучения, быстро наскучила — однообразие делопроизводства явно не соответствовало её внутренним устремлениям. Её всё больше притягивал мир искусства фотографии. Это занятие тогда считалось преимущественно мужским делом, новым и технически сложным. Получив профессиональное образование и практический опыт в Дании и Швеции, Стин основала в 1884 году собственную фотостудию в самом центре Копенгагена.
С самого начала Стин выделялась высоким уровнем исполнения и новаторским взглядом на портретную фотографию. В эпоху, когда все снимали в студиях, она начала работать с интерьерными портретами — запечатлевала людей в их домашней обстановке. Это требовало и художественного вкуса, и технической смелости, особенно в вопросах света и экспозиции, так как в большинстве домов того времени по-прежнему использовались свечи, керосиновые лампы и газовый свет, дававшие слишком слабое и нестабильное освещение для фотосъёмки.
В 1888 году Мэри Стин была удостоена звания придворного фотографа Датского королевского двора, став первой женщиной, получившей это звание. Это позволило ей войти в высшее общество и работать с королевскими заказами.
В 1895 году принцесса Александра Уэльская пригласила Мэри Стин в Лондон. Здесь она сделала ряд фотографий английской королевской семьи в интерьерах их резиденций.
После возвращения на родину, Стин продолжила снимать датскую королевскую семью и регулярно в объектив к ней попадали представителей российского императорского дома во время их пребывания у родственников в Дании.



Амалиенсборг. Начало 1890-х гг.

Её фотографии отличались тонкой передачей характера, выверенной композицией и вниманием к деталям — благодаря этому Стин быстро приобрела авторитет и популярность. Вскоре её работы начали распространяться по всей Европе в виде гравюр и фототипий.
Интересно, что иногда снимки Мэри Стин приписывают другому датскому королевскому фотографу Йенсу Йохану Даниэльсену. Так, например, фотографии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и её сестры королевы Александры 1907 и 1908 гг., сделанных на вилле Видёре, королевское собрание Великобритании, где хранится большая коллекция работ Стин, относит к творчеству Даниэльсена, в то время как эти же снимки в собрании нашего музея имеют фирменное паспарту и без сомнения относится к ее творчеству.



Параллельно с профессиональной деятельностью Мэри активно участвовала в общественной жизни. С 1889 по 1892 год входила в руководство Датского женского общества, выступала за расширение прав женщин, за доступ к образованию и достойные условия труда. В 1891 году стала первой женщиной в правлении Датской ассоциации фотографов.
В собственной студии она внедрила прогрессивные для своего времени условия труда: оплачиваемые отпуска, равную оплату для мужчин и женщин, уважение к рабочему времени и индивидуальные потребности сотрудников.
Также Стин играла важную роль в наставничестве: она обучала и поддерживала молодых женщин, желающих стать профессиональными фотографами, тем самым способствуя формированию целого поколения женщин-практиков в визуальном искусстве.
К 1918 году Мэри Стин была вынуждена завершить свою профессиональную деятельность из-за постепенной потери слуха. Она продала свою студию и ушла на пенсию. Последние годы жизни она провела в Копенгагене. Её вклад важен не только с художественной точки зрения — он стал частью истории становления женщин в профессиональной фотографии.
Источники и литература
1. What Going On in Photography. Remembering Mary Steen — Denmark’s First Female Court Photographer [интернет-ресурс]. URL
2. Kvinfo. Mary Steen — biografisk opslag [интернет-ресурс]. URL