Собрание Исторического музея традиционно ассоциируется с великолепными археологическими коллекциями или предметами, связанными с знаменитыми историческими личностями. Однако коллекция музея необыкновенно разнообразна по своей тематике. В фондах Исторического музея хранится немало эскизов и фотографий, связанных со сценографией и кинематографом XX столетия. Среди них есть несколько эскизов, связанных с именем Александра Таирова, одного из знаменитых русских режиссеров-новаторов.
Александр Яковлевич Таиров (1885-1950) был юристом по специальности, но уникальный талант и бескорыстная любовь к театру помогли ему стать режиссером и артистом. В свободном театре К. Марджанова А. Таиров познакомился с актрисой Алисой Коонен, ставшей впоследствии его любящей женой, преданной соратницей и музой.
А. Таиров провозглашал идею синтетического театра, как театра «сливающего органически все виды искусства». По воспоминаниям Михаила Чехова (1891-1955) основополагающей идеей постановок А. Таирова было чувство красоты. Именно красота спектакля должна прежде всего впечатлить зрителя.
Для воплощения своих театральных идей А. Таиров создал Московский Камерный театр (существовавший с 1914 по 1949 гг.). На сцене Камерного театра А. Таиров пытался создать зрелища, сочетавшие в себе актерское мастерство, пластику, динамику движения, красоту музыки и художественного решения. Камерный театр как явление был идейно противоположен Московскому художественному театру с присущей ему эстетикой реализма.
Одной из ярчайших постановок Камерного театра в 1920-е гг. стал спектакль «Федра» по пьесе Ж. Расина (в переводе В. Брюсова), восходящей к античной трагедии о роковой любви царицы Федры к своему пасынку — прекрасному юноше Ипполиту. Главную роль Федры исполнила легендарная актриса, ученица К. С. Станиславского, супруга А. Таирова, Алиса Георгиевна Коонен (1889-1974). В Историческом музее хранится фото Алисы Коонен в роли Федры.
Актриса в образе царицы, поглощенной разрушительной страстью, изобразила на лице гримасу, схожую с античной маской трагедии. Следует обратить внимание на необыкновенно выразительный, графичный грим героини, нивелирующий индивидуальные черты лица.
Автором декораций и костюмов к спектаклю «Федра» был архитектор и сценограф Александр Александрович Веснин (1883-1959), один из братьев знаменитой плеяды архитекторов Весниных, спроектировавших здание Мосторга на Пресне в Москве, Дом Сироткина В Нижнем Новгороде и др.
В театральных эскизах Александра Веснина великолепно проявилось его мышление архитектора. Декорации к спектаклю «Федра» представляли собой покатую площадку, на которой размещались объемные геометрические фигуры. При этом цветовой переход от темных тонов к светлым был создан справа налево и сверху вниз.
В собрании Исторического музея хранятся эскизы костюмов двух персонажей трагедии: царя Тезея, супруга Федры, и, вероятно, Эноны, ее кормилицы.
В эскизах костюмов А. Веснина к «Федре» удивительным образом сочетаются мотивы античности и традиции кубофутуризма: античные костюмы героев словно бы составлены из различных геометрических фигур. Колорит костюмов необыкновенно лаконичен, прост и выразителен. Все персонажи обуты в котурны (сандалии на высокой подошве-подставке), как было принято в античном театре. Образцом для создания костюмов и пластики артистов стала древнегреческая вазопись. Эскизы А. Веснина плоскостные и невероятно динамичные.
В книге воспоминаний Алисы Коонен «Страницы жизни» опубликованы фотоснимки сцен из спектакля «Федра», среди которых есть фото Тезея в исполнении артиста Константина Эггерта (1883-1955), облаченного в костюм по эскизу А. Веснина.
Премьера спектакля «Федра» состоялась в 1922 году и произвела фурор. Нарком просвещения Анатолий Луначарский писал: «Спектакль оставил после себя впечатление красивого потрясения. Это есть монументальный спектакль, это есть технически первый большой шаг к подлинной монументальности». В 1923 году состоялись первые гастроли Камерного театра в Европе. Спектакль «Федра» в оформлении А. Веснина вызвал горячие споры и необычайно взволновал заграничную публику, французский драматург Жан Кокто назвал спектакль А. Таирова шедевром.
Помимо эскизов А. Веснина к спектаклю «Федра» в собрании ГИМ хранится два эскиза к спектаклю А. Таирова «Египетские ночи» по произведениям А. С. Пушкина, В. Шекспира и Б. Шоу. Премьера постановки «Египетские ночи» состоялась в Камерном театре в 1934 году. «Египетские ночи» — трагическая история любви римского императора Цезаря и египетской царицы Клеопатры. Оригинальное музыкальное оформление специально для этого спектакля создал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953). Сценограф этого спектакля — Вадим Федорович Рындин (1902-1974), знаменитый художник, работавший в театрах Москвы, Ленинграда и др.
Один из эскизов — вариант декорационного оформления спектакля.
А. Таиров в спектакле «Египетские ночи» пытался показать не только драматическую любовную линию Клеопатры и Цезаря, но и борьбу римлян с египтянами. В. Рындин решил оформить сценическое пространство, символизирующее Рим, как три группы колон с небольшой лестницей, что неминуемо вызывает ассоциацию с античным портиком. Конструктивистский образ античного здания дополняли две массивные колонны по краям сцены.
Второе произведение В. Рындина — эскиз костюма царицы Клеопатры.
Роль египетской царицы исполняла А. Коонен. Клеопатра — противоречивая, эмоциональная и необыкновенно страстная героиня. Быть может, поэтому художник изобразил не статичную фигуру с величественной осанкой (как подобает царицам), а идущую женщину, жесты и мимика которой демонстрируют возмущение, негодование. Особенно интересен профиль царицы со специфическим макияжем: при его рассмотрении неминуемо вспоминается древнеегипетская живопись или скульптурное изображение царицы Нифертити. Головной убор царицы напоминает древний египетский «дешрет» (убор правителей Нижнего Египта). Страстность героини подчеркивает ее алый плащ. Этот образ Клеопатры, как символ всей трагической истории, красовался на афише спектакля «Египетские ночи».
«Египетские ночи» — спектакль А. Таирова, который был неоднозначно принят публикой, тем не менее, вызвал восхищение и признание у одного из метров зарубежного театра, Эдварда Гордона Крэга (1872-1966), посмотревшего этот спектакль во время поездки в СССР.
В театральных эскизах как в зеркале отражаются художественные течения эпохи: кубофутуризм, конструктивизм, экспрессионизм. Эскизы А. Веснина и В. Рындина восхищают своей красотой и оригинальностью, они помогают хотя бы на мгновение перенестись в прошлое и вообразить себя зрителем легендарных спектаклей А. Таирова.
Библиография:
1. Камерный театр и его художники: 1914 — 1934 / Предисл. А. М. Эфроса. М., ВТО, 1934.
2. Каратун Е. А. Путь от архитектора к сценографу. Сценический конструктивизм Александра Веснина // Architecture and Modern Information Technologies, 2024, № 3(68). С. 78-87.
3. Коонен А. Г. Страницы жизни/ Послесл. Ю. Рыбакова.-2-е изд. М., Искусство, 1985.
4. Луначарский А. В. Камерный театр. «Федра»/ «Известия ВЦИК», 1922, № 33, 11 февраля.
5. Сбоева С. Г.. Таиров: «Записки режиссера» и «Федра»// «Золотой сезон» советского театра 1921/1922: Сборник научных статей / Ред.-сост. Е. В. Соколова / Российский институт истории искусств.— СПб., 2016.
6. Сорокин В. Н. Александр Таиров: от теоретических воззрений к художественной практике// Культурное наследие России, 2017, № 4. С.29-36
7. Таиров А. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., ВТО, 1970.
8. Федоров М. Л. «Я не увижу знаменитой „Федры“…». К 100-летию Камерного театра// Мир русского слова, 2014, № 4. С. 115–120.
9. Энергия мечты: каталог выставки к 100-летию Великой российской революции. М., ГИМ, 2017.