Как денди лондонский одет — Блог Исторического музея

Как денди лондонский одет

Фрак мужской с жилетом. Россия. 1810-е. Сукно, х/б бархат, шёлковая тесьма, шёлк, атлас, холст.
Фрак мужской с жилетом. Россия. 1810-е. Сукно, х/б бархат, шёлковая тесьма, шёлк, атлас, холст.

Исторический музей хранит уникальную коллекцию костюма, в которой особое место занимает мужской фрак коричневого сукна с двубортным шелковым жилетом начала XIX в. У фрака стоячий отложной воротник, бархатные лацканы, длинные узкие фалды с задней стороны и короткие спереди, узкие и покатые рукава. Под влиянием моды длина фалд фрака могла меняться, они то заострялись, то округлялись. Особенно привлекают внимание два ряда пуговиц спереди, завершающих отделку одежды. Пуговицы к фраку могли быть серебряными, фарфоровыми, иногда драгоценными и часто обтягивались тканью более светлого оттенка, нежели цветовой тон фрака, как в данном случае.

Фрак постепенно занял место одного из главных предметов в мужском гардеробе и стал отражением характерных особенностей своего времени. Каким образом фрак помогает представить изменения, происходившие в общественной, культурной и даже политической сферах той эпохи?
Распространение фрака означало переход главенствующей роли в развитии мужской моды к Англии. Фрак — это мужская верхняя одежда, которая появилась в этой стране в середине XVIII в. и изначально предназначалась для верховой езды. Из Англии мода на фраки распространилась на Францию. Более того, фрак стал одним из символов французской революции, а в начале XIX в. проник из Франции в Россию.

В Россию мода на фраки пришла в годы правления императора Александра I. В данном контексте фрак служил отражением либеральных настроений в обществе. Постепенно фрак сделался самым распространённым предметом одежды в мужском гардеробе и явился символом эпохи европейского дендизма.

Дендизм как образ жизни зародился в Англии на рубеже XVIII–XIX вв. Это яркое явление определяло и очаровательную манеру поведения, и подчёркнутую эстетику костюма, представляя собой некий социально-культурный канон. Для денди характерно стремление отклониться от общественных условностей посредством особых, несколько шутовских приёмов в светском общении. Подлинного денди отличали безупречный вкус, сдержанная изысканность, «заметная незаметность» и в то же время противостояние обществу через самовыражение, что было в духе эпохи романтизма. Идеальным отражением этих представлений в мужской моде стал лаконичный и элегантный фрак. Подчеркнуть индивидуальность позволяли такие отдельные яркие детали, как жилет и галстук. Особое внимание обращалось на безупречный крой фрака и качество ткани.
Особый крой фрака, с множеством выточек и швов отражал новые представления об идеалах мужской фигуры (широкие плечи, тонкая талия и плоский живот) начала XIX в. В европейскую культуру стремительно проникают античные образы (например, Геракла и Аполлона), поэтому приблизить внешний вид владельца костюма к желаемому идеалу помогали подбивки между тканью и подкладкой, имитировавшие мускулатуру. Талия зачастую затягивалась в корсет.

Достаточно было лишь взглянуть на фрак, чтобы составить впечатление о человеке. Так, рассмотрев фрак коричневого сукна в комплекте с шёлковым жилетом в зелёную и белую полоску из коллекции Исторического музея, можно заключить, что в своё время он принадлежал, скорее всего, благородному мужчине средних лет и предназначался для дневного времени суток. В таком костюме можно было отправиться на дневную прогулку, нанести визит или принять приглашение на обед.
В XIX в. было принято подбирать одежду в соответствии с временем суток или характером мероприятием. Так можно обусловить появление целой палитры цветов фрака. Для утренних или дневных прогулок носили фраки зелёного, коричневого цветов, для обеда подходили фраки оттенков синего цвета, вечерние или бальные фраки могли быть чёрного цвета. Цвет фрака также отражал возраст его владельца: молодые люди подбирали светлые тона, мужчины среднего возраста предпочитали цвета с сероватым подтоном, зрелые мужчины останавливали свой выбор на тёмных оттенках.
Появление фрака стало эпохальным событием в истории мужского костюма, моды и даже политики. В мужском гардеробе фрак как предмет одежды сохранился и поныне, оставив за собой роль вечернего костюма и так же, как в XIX в., подчёркивая статус владельца и его определённое положение в обществе.

Модный мужской костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Неизвестный автор. Начало 1810-х гг.
Модный мужской костюм. Лист из журнала «Costume Parisien». Неизвестный автор. Начало 1810-х гг.

 

Модный мужской костюм. Лист из журнала «Costume Parisien» (732). Неизвестный автор. 1806 г.
Модный мужской костюм. Лист из журнала «Costume Parisien» (732). Неизвестный автор. 1806 г.
Модный мужской костюм. Лист из журнала «Journal des dames et des modes» (1422). 1814 г.
Модный мужской костюм. Лист из журнала «Journal des dames et des modes» (1422). 1814 г.
Модный мужской костюм. В Париже 15 ноября 1827. Лист из прибавления к журналу «Московский Телеграф», № 22. Неизвестный автор. 1827 г.
Модный мужской костюм. В Париже 15 ноября 1827. Лист из прибавления к журналу «Московский Телеграф», № 22. Неизвестный автор. 1827 г.

Источники:
— Винсент С. Анатомия моды: манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 2016.
— Виноградова Н. М. Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII — начала XX века. М.: Исторический музей, 2017.
Правила светского обхождения о вежливости. М.: тип. Н. Степанова при Имп. Театре, 1829. 
Путеводитель по ГИМ