Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы
ОпубликованоАнна Филатова
Рукописные альбомы XIX столетия
Амур в клетке. Неизвестный художник французской школы. Из альбома Доротеи Ленци. 1800-1810-е гг.
Само слово «альбом» образовано от латинского «album», то есть «белое» —буквальное обозначение чистых страниц для записей. Рукописные альбомы как явление зародились в студенческой среде XVIII столетия: разъезжаясь на каникулы, учащиеся писали друг другу пожелания и поздравления. В XIX веке рукописные альбомы получили популярность уже по всей Европе. С их помощью обменивались стихами, экспромтами, рисунками, признаниями.
Виноград. Неизвестный художник-любитель. Из альбома Доротеи Ленци. 1800-1810-е гг.
Со временем альбомы стали модным увлечением молодых девушек. Хозяйки салонов сами ничего не писали в них, а предлагали дорогим гостям и друзьям оставить запись на память.
Послание в прозе по-французски. Неизвестный автор. Из альбома Доротеи Ленци. 1807 г.Вышивка и посвящение. Неизвестный художник. Из альбома Доротеи Ленци. 1800-1810-е гг.Текст по-французски и роза. Prince Dorothee. Из альбома Доротеи Ленци. 1800-1810-е гг.
Альбомы имели расслоение и по социальному статусу. Альбомы светских петербургских дам противопоставлялись альбомам провинциальных барышень. У последних были проще оформлены, заполнялись подружками или владелицами, которые сами рисовали в них, записывали цитаты и переписывали туда стихи из печатных изданий.
Амур в бутылке. Неизвестный художник французской школы. Из альбома Доротеи Ленци. 1800-1810-е гг.Обманка. Неизвестный художник-любитель. Из альбома Доротеи Ленци. 1800-1810-е гг.
В четвертой главе «Евгения Онегина» Пушкин как раз рассуждает о таких альбомах: