Лица советской эпохи в силуэтах Нины Хлебниковой — Блог Исторического музея

Лица советской эпохи в силуэтах Нины Хлебниковой

В фонде «Силуэт» отдела изобразительных материалов хранится более ста произведений, подписанных инициалом «Н.Х.». Именно такой автограф ставила на каждой своей работе художница Нина Викторовна Хлебникова (1890 – 1942). Творчество Нины Хлебниковой знакомо только узкому кругу поклонников искусства силуэта (однотонного изображения фигур, написанных красками, либо вырезанных из бумаги). Тем не менее любителям литературы хорошо известен силуэт поэта Велимира Хлебникова, растиражированный во многих изданиях.

Хлебникова Н.В. Велимир Хлебников. Лист из серии «Альбом силуэтов писателей». 1928 г. 28х21 см
Хлебникова Н.В. Велимир Хлебников. Лист из серии «Альбом силуэтов
писателей». 1928 г.
28х21 см

Об авторе этого силуэта, художнице (и однофамилице поэта) Нине Хлебниковой, известно совсем немного. Несколько лет назад сотрудник Государственной Третьяковской галереи Татьяна Вадимовна Горячева, заинтересовавшись мало известной художницей, фрагментарно восстановила ее биографию, основываясь на фактах, зафиксированных в личной переписке Н. Хлебниковой.

Нина Хлебникова была родом из Зарайска, откуда приехала в Москву. Она тесно общалась со скульптором Анной Семеновной Голубкиной (1864 –1927), также уроженкой г. Зарайска. Вероятно, А.С. Голубкина помогала и покровительствовала своей молодой землячке. Нина Хлебникова пробовала себя в скульптуре, гравюре и силуэте. Где училась Н. Хлебникова, доподлинно неизвестно, но существует версия о том, что она могла брать уроки у Елизаветы Сергеевны Кругликовой (1865 – 1941) – яркой художницы и мастера силуэта.

Все силуэты, хранящиеся в ГИМе, были проданы музею самой Ниной Хлебниковой в 1930 – 1931 гг. Силуэты датируются 1928 – 1930 гг., вырезаны из черной бумаги, распределены автором в четыре тематические серии и бережно сложены в самодельные папки, скрепленные сургучными печатями с авторским вензелем «Н.Х.».

Итак, рассмотрим внимательно, что же из наследия Нины Хлебниковой хранится в собрании ГИМ?

В серии силуэтов «Из жизни советской школы» мы видим не только преподавателей и учеников, но и сцены учебных занятий в слесарной и столярной мастерских.

Хлебникова Н.В. В столярной мастерской. Лист из серии «Из жизни советской школы. Силуэты». 1931 г. 29,5х21,3 см
Хлебникова Н.В. В столярной мастерской. Лист из серии «Из жизни
советской школы. Силуэты». 1931 г.
29,5х21,3 см

В серии «Люди, на которых держится мир (силуэты рабочих)» представлены портреты людей разных профессий, в том числе есть изображения металлурга, сапожника, кожевника, смазчика, маляра, столяра, грузчика и др. Среди силуэтов есть даже краснофлотец со знаменитого крейсера «Аврора».

Хлебникова Н.В. Краснофлотец с "Авроры". Лист из серии «Люди, на которых держится мир (силуэты рабочих)». 1928 г. 23,6х17 см
Хлебникова Н.В. Краснофлотец с «Авроры». Лист из серии «Люди, на
которых держится мир (силуэты рабочих)». 1928 г.
23,6х17 см

Обратим внимание, как оригинально автор решает задачу изображения бескозырки, вырезав только тончайшую линию – контур матросской шапки. Следует отметить, что Нина Викторовна метко подчеркивала характерные черты внешности. Например, маляр изображен с «выдающимся» волноообразным носом.

Хлебникова Н.В. Маляр. Лист из серии «Люди, на которых держится мир (силуэты рабочих)». 1928 г. 21,6х17,3 см
Хлебникова Н.В. Маляр. Лист из серии «Люди, на которых держится
мир (силуэты рабочих)». 1928 г.
21,6х17,3 см

Помимо инициалов автора и года создания силуэта маляра, Н. Хлебникова написала под изображением слово «трамвай». Смеем предположить, что этот маляр мог оказаться попутчиком художницы во время поездки на трамвае.

Для данной серии силуэтов характерно то, что имена и фамилии большинства изображенных людей не указаны автором, т.к. цель художницы, скорей всего, заключалась в создании именно типажей советских рабочих, а не в изображении конкретных персонажей. Некоторые работы из этой серии экспонировались на выставке ЦУСтраха, проходившей в 1930 году в Государственной Третьяковской галерее.

В отличие от серии «Силуэты рабочих», персонажи в «Силуэтах колхозников» индивидуализированы – на обороте каждого листа Н. Хлебникова подписывала не только род занятий, но и имя изображенного. К примеру, мы точно знаем, что кухарку в столовой звали именно Марфа Васильевна Чебунина.

Хлебникова Н.В. Марфа Васильевна Чебунина, кухарка колхозной столовой. Лист из серии «Силуэты колхозников. Колхоз "Путь вперед", станция «Павловская слобода», Виндавской железной дороги». 1930 г. 28х21 см
Хлебникова Н.В. Марфа Васильевна Чебунина, кухарка колхозной
столовой. Лист из серии «Силуэты колхозников. Колхоз «Путь вперед»,
станция «Павловская слобода», Виндавской железной дороги». 1930 г.
28х21 см

Художница мастерски запечатлела образ немолодой, полноватой, чуть ссутулившейся женщины.

Самая многочисленная серия силуэтов Н. Хлебниковой из хранящихся в ГИМе — это «Альбом силуэтов советских писателей». Помимо уже упомянутого выше портрета Велимира Хлебникова, в этой серии можно увидеть силуэты Ю. Олеши, В. Маяковского, В. Шкловского, Э. Багрицкого, Е. Замятина, В. Вересаева и др. Все они изображены художницей с учетом характерных черт внешности. Например, поэт Эдуард Багрицкий легко узнаваем по выразительной, объёмной челке.

Хлебникова Н.В. Эдуард Багрицкий. Лист из серии «Альбом силуэтов писателей». Москва, 1929 г. 28х21 см
Хлебникова Н.В. Эдуард Багрицкий. Лист из серии «Альбом силуэтов
писателей». Москва, 1929 г.
28х21 см

Внимательно рассмотрев силуэты Нины Хлебниковой, мы видим, что ей удалось создать галерею портретов самых разных представителей советского общества – от рабочего класса до интеллигенции. Эта коллекция, выполненная малоизвестной художницей, чрезвычайно интересна с точки зрения отражения периода рубежа 20-30-х гг XX в. в советском изобразительном искусстве.

Библиография:

  1. Горячева Т.В. Нина Викторовна Хлебникова – автор силуэтного портрета Велимира Хлебникова. Журнал «Про книги» М., 2018. С. 22- 29
  2. Отдел рукописей ГТГ. Ф. 8. II.