История бытования (провенанс) — отдельная и интереснейшая часть изучения музейных предметов. Бывает, что в силу исторических обстоятельств или жизненных коллизий, провенанс предмета остается неизвестным. Но зачастую музейный предмет может поведать нам о том, кто был его владельцем даже в случае, если имя владельца не зафиксировано в инвентарных книгах.
Именно так случилось с двумя экземплярами английского журнала «The Gallery of Fashion» («Галерея моды»), хранящимися в фонде «Мода» Государственного Исторического музея. В этих журналах представлены картинки c изображением модных новинок для дам в 1794 — 1802 гг.
Журналы устроены следующим образом: в каждом развороте на одной странице помещались изображения дам в модных костюмах, а на соседней странице были напечатаны комментарии о том, из каких материалов пошиты платья, как правильно называются те или иные фасоны и т. п. Так, например, на представленной картинке с изображением двух прелестных дам, сидящих в саду, соответствует комментарий о том, что дамы одеты именно в утренние платья. Далее следуют описания платьев, шляпок и материалов, из которых они сшиты, подробно описываются прически и серьги.
Два тома модного журнала «The Gallery of Fashion», о которых идет речь, поступили в наш музей в 1905 г. из коллекции П. И. Щукина. Открывая журнал, в каждом томе на форзаце мы находим следующую запись пером и чернилами на английском языке: «From the Library of my late dear Sister Mary Anne Abbot. Presented to me as a souvenir by her husband The Rev Wm Abbot. Hortead Rectory. June.13.1843». («Из библиотеки моей покойной дорогой сестры Мэри Энн Эббот. Подарен мне как сувенир ее мужем преподобным Уильямом Эбботом. Хортед, приходской священник. 13 июня 1843»)
Следовательно, данные экземпляры журнала «The Gallery of Fashion» когда-то принадлежали некой английской даме по имени Мэри Энн Эббот. Обратим внимание на то, что запись в журналах сделана в 1843 году, то есть почти через 50 лет после выхода журнала. Из записи также следует, что муж Мэри, священник (на что указывает титул «преподобный») Уильям Эббот, передал эти экземпляры журнала шурину как память о своей покойной супруге. Брат Мэри Энн Эббот, согласно записи, был приходским священником. Итак, после внимательного прочтения записи на форзаце складывается маленькая история бытования экземпляров «The Gallery of Fashion» в Великобритании в первой половине XIX века. Сначала журналы были в библиотеке Мэри Энн Эббот, а после ее кончины супруг Мэри, преподобный Уильям Эббот, передал модные журналы, так любимые его женой, своему шурину в 1843 г. Брат Мэри
Эббот, приходской священник, будучи, вероятно, уже пожилым человеком (о чем свидетельствует не только дата, но и чуть сбивчивый почерк), решил сделать запись о том, что журналы происходят из библиотеки его сестры Мэри и были переданы ему зятем в память о ней. Вероятно, английский священник сделал эту запись специально для того, чтобы наличие легкомысленных дамских модных журналов конца XVIII века в библиотеке у духовного лица не вызвало ни у кого лишних вопросов.
К сожалению, каким путем журналы, некогда принадлежавшие Мэри Энн Эббот, попали впоследствии в коллекцию П. И. Щукина, пока остается загадкой. Примечательно, что, в данном случае, благодаря недлинной истории бытования, которая стала известна благодаря записям на форзацах, два экземпляра журнала «The Gallery of Fashion» являются не только светским дамским развлечением, но и мемориальными вещами, связанными с памятью об определенной женщине.