«Посмертный портрет майора Старцева» одним из первых был представлен в художественно-историческом проекте ГИМ «неИзвестный солдат». Портрет этот особенный, даже несмотря на то, что «простых» портретов в этом проекте нет, да и не может быть. Он нарисован художником Ростиславом Гореловым буквально через несколько минут после гибели замполита 1149 стрелкового полка. На листе бумаги сохранилась кровь погибшего. Сам художник достаточно пространно описал историю создания портрета и своих чувств, которые действительно обуяли им. Ведь В.А. Старцев просил нарисовать его портрет. Может быть, он предчувствовал скорую свою гибель? И советовал художнику, работы которого ему понравились, быстрее уехать и поберечь себя.
В правом нижнем углу подписьМайор Старцев погибший в бою под сел. Лозовеньки». У левого края листа следы крови погибшего и подпись: «Его кровь»На обороте листа: сентябрь 1943 г. под Харьковом». «Трижды награжд. орд.Красной Звезды Красного Знамени Отечеств. войны II ст.На обороте карандашом текст: «Выписка из дневника»Вот пробежал сам Абрамов и на другой правый фланг – его Зам по полит. части майор Старцев, тот, что вот уже 3 суток просил меня. Вот и сегодня подошел ко мне в сером плаще – с орденами на груди, … похлопал по плечу «Ну как художник – рисуешь! Смотри меня нарисуй, снова говорю, умоет меня немецкая пуля!» Я отшучиваюсь. А он похлопав себе по блестящей груди – сам Мехлис сказал «В Академии будешь!» Хорошо так же воевать как и учиться, и вся грудь будет в орденах. «А ты скорей уезжай, у нас долго не живут люди – береги себя». Ушел как и сейчас быстрой походкой слегка сутулясь под пулями. Природа верна себе и как бы не бесновались люди, также спокойно спускается сумрак, реже разрывы – короче пулеметные очереди. После ада отбитых 5 атак это положение кажется почти мирным… Забытье, чьи-то шаги – отдернута плащ-палатка – боец с автоматом. «Товарищи у нас несчастье! Жуткая пауза… «Убит – Старцев!» Как! он радужный – простой, тот, что трижды просил меня рисовать его. И вдруг… не может быть. Но страшно, и жутко и печаль на яву. Бегу в штаб, окрик часовых, ответ. Узнал – правда. Дайте, дайте хоть перед мертвым выполнить свой долг. И мне помогли. Под светом бледной луны ныряющей в облаках. На телеге, на свежем сене лежал майор. Молодое бледное лицо – полуоткрытые глаза, и рот с запекшейся кровью. Распахнут плащ – и навылет окровавленная грудь. Даже смерть не смогла унять этого человека-смерча и сейчас его запрокинутая голова смотрела в безпредельность мирозданья и как-бы в порыве разметались руки на складках обогренного кровью плаща. Пуля или осколок пробили один из орденов – остановили сердце, но не остановили его порыв. Рисунок упал и слегка окровавлен его кровью см слева P S Во время разговора майор Старцев, говорил, что любит литературу и сам ведет дневник – листы которого посылает к себе домой куда-то на Урал – (Может быть они сохранились у его родственников? Как разыскать?) Тело майора Старцева перевезли в г.Харьков и там похоронили.
Именно этот портрет был, благодаря подробной истории, написанной на обороте рисунка, атрибутирован одним из первых. Однако, Министерство обороны России начало реализацию нового проекта «Дорога памяти», который уже объединил «десятки миллионов фотографий фронтовиков и всех тех, кто самоотверженно сражался и трудился в огненные годы Великой Отечественной войны». На странице этого проекта, посвященной майору Василию Александровичу Старцеву, недавно были «выложены» несколько его фотографий. То, что изображенный на фотографиях именно тот Старцев, нет никаких сомнений. На архивных сайтах Министерства обороны России «Подвиг народа» и «Память народа» нет сведений о другом майоре, заместителе командира полка по политической части Василии Александровиче Старцеве, погибшем 15 сентября 1943 года под Харьковом. Фотографий шесть. Они, скорее всего, охватывают период с 1938 года (когда он призван в Красную армию) до сентября 1943 года. Последняя фотография была сделана 9 сентября 1943 года — за шесть дней до гибели.
На одной фотографии В.А. Старцев изображен с женщиной. Кто она — не известно. На портрете художник написал: «Во время разговора майор Старцев, говорил, что любит литературу и сам ведет дневник — листы которого посылает к себе домой куда-то на Урал — (Может быть они сохранились у его родственников? Как разыскать?)». К сожалению, вслед за художником, мы тоже можем сказать: «Может быть, они сохранились у родственников? Как разыскать?» Поэтому «последняя точка» во всей этой щемящей истории о майоре Старцеве еще не поставлена. Поиск новых сведений о нем будет продолжен.
Старцев Василий Александрович (1913 – 15.09.1943). Майор. Кадровый военный. Заместитель командира по политической части 1149 Стрелкового полка 353 Стрелковой дивизии 3 Украинского фронта. Кавалер ордена Красной Звезды, ордена Красного Знамени, Отечественной войны II степени. Похоронен на городском кладбище г. Харькова. Упоминаемые в дневниковой записи художника пять атак – контратаки немцев 27 августа 1943 года в бою за станцию Беспаловка железной дороги Харьков – Лозовая, важной коммуникации немцев. За этот бой майор В.А.Старцев был удостоен последней награды – ордена Отечественной войны II степени.
Автор — Александр Фолиев