Иконография портретов светлейшего князя Чернышева достаточно обширна. В каких только техниках не работали художники, чтобы изобразить героя Отечественной войны 1812 года! В оригинальном рисунке, гравюре и литографии, миниатюре и живописи. Но, несмотря на большое количество этих портретов, необходимо выделить основные иконографические типы, потому что художников, рисовавших Чернышева с натуры, не так уж и много. Нам известны, по крайней мере, несколько портретистов, писавших портреты Чернышева: французский рисовальщик Сент-Обен, немецкий портретист Крюгер, немецкий миниатюрист Лидер, английские живописцы Доу и Лоуренс. Именно с их оригиналов гравировались и литографировались портреты, печатавшиеся в Западной Европе большими тиражами.
Самый ранний, известный нам, портрет Чернышева был исполнен карандашом французским художником Луи де Сент-Обеном, работавшим в России в первой четверти XIX в. Он подписной, датирован 1813 годом и хранится в фонде рисунка отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. С этого рисунка в Лондоне, в июне 1813 г. была исполнена гравюра.
Следующим иконографическим типом Чернышева считается гравюра пунктиром немецкого художника Генриха Дэлинга по рисунку английского портретного миниатюриста Анкера Смита, опубликованная в Лондоне в сентябре 1813 г.
Эту гравюру копировали многократно итальянские, немецкие, русские граверы.
Заметим, что бóльшая часть листов с портретами Чернышева гравировалась в Германии мастерами немецкой школы, выпускниками Дрезденской, Мюнхенской и Берлинской академий художеств – К. Фидлером, Ф. Боллингером, Ф. Флейшманом, А. Хюссэнером и др. Несмотря на то, что за основу граверы брали один и тот же оригинал, отличия видны невооруженным глазом, что говорит об авторской индивидуальности художников-граверов. Популярность Чернышева была связана с блестящими победами и вхождением русских войск в конце февраля 1813 г. в Берлин. По словам Федора Васильевича Ростопчина, он, «путешествуя по стране, на многих станциях встречал портреты Чернышева».
Портрет Чернышева гравировали не только немецкие художники. В Лейпциге с 1787 г. и до самой смерти работал датский художник Христиан Шуль. Его работа подписная, датированная 1814 годом, происходит из собрания московского коллекционера Павла Яковлевича Дашкова.
Личность Чернышева была интересна итальянцам. Мастер репродукционной гравюры Алессандро Контарди копировал не только итальянских живописцев, но и русских генералов. Ему принадлежат портреты графа Платова и Александра Чернышева.
Несколько гравюр неизвестных художников, исполненных в первой половине XIX века, использовались в промышленности, служили этикетками к товарам, наклеивались на табакерки, флаконы мужских одеколонов. В ГИМ хранятся образцы этикеток от одеколона «Чернышев», изготовленном в Париже грасским парфюмером Ложье- старшим с сыновьями. На них помещен небольшой портрет Чернышева, по овалу которого расположена надпись «Eau de Tschernischeff».
В России автором раннего портрета Чернышева является Иван Олешкевич, по оригиналу которого художник итальянского происхождения Сальватор Карделли выполнил резцовую гравюру. Этот образ тоже был неоднократно повторен в гравюрах неизвестных художников, отличаясь внешним оформлением с добавлением дубовых и пальмовых ветвей, перевязанных лентой, изображением баталии, военной арматуры, подписями.
Еще один портрет Чернышева работы русского мастера, академика Ивана Васильевича Ческого был выполнен с оригинала Олешкевича.
Резцу этого мастера принадлежит целый ряд портретов его современников – героев Отечественной войны 1812 года: Багратиона, Витгенштейна, Кульнева, Сеславина, Фигнера и др. В ГИМ хранятся гравюры разных состояний: до подписи и после, с раскраской и без.
Ростовой портрет Чернышева в первой половине 1815 г. был исполнен английским рисовальщиком и гравером Денисом Дайтоном, автором серии портретов русских и западноевропейских участников антинаполеоновской борьбы.
По словам Д.А. Ровинского, серия состояла из 30 портретов, гравированных офортом с ручной раскраской. В настоящий момент известно о местонахождении двенадцати портретов работы Дайтона. В коллекции ГИМ их насчитывается шесть, в том числе портрет Чернышева.
Для иллюстрирования издания А.И. Михайловского-Данилевского, выходившего в Санкт-Петербурге в течение пяти лет, были привлечены к работе как русские художники, так и иностранные, которым вменялось скопировать все живописные портреты генералов 1812 года из Военной галереи для последующего отбора к публикации лучших работ. В это издание не вошел портрет Чернышева, как и его биография. Почему? «Появлению её [биографии] во многом мешала нашумевшая в Париже история 1812 г. Тогда молодой еще флигель-адъютант Императора полковник Чернышев оказался замешанным в подкупе служащего военного министерства Франции Мишеля, снабжавшего русскую разведку стратегически важными сведениями. На протяжении почти всего XIX в. не только русские, но и французские историки тактично обходили стороной этот инцидент, лишь немногие вскользь упоминали о нем», – писал статье В.М. Безотосный в своей статье «Судьба генеральской биографии».
В Российской государственной библиотеке хранятся два подносных тома Михайловского-Данилевского в зеленом сафьяновом переплете, в футляре с надписью: «Его сиятельству князю Александру Ивановичу Чернышеву».
А вот задолго до выхода многотомника Михайловского-Данилевского в московском литографированном заведении А. Чишкова был опубликован портрет Чернышева с оригинала Ивана Абрамовича Клюквина. Он подписной, в левом нижнем углу указана дата Московского Цензурного комитета «15 февраля 1837» и фамилия цензора. Другой портрет А.И. Чернышева был напечатан в петербургской литографии К. Крайя. Судя по надписи «Светлейший князь», датировать его можно не ранее, чем 1849 годом.
Особый интерес представляет поясной портрет Чернышева, опубликованный в «Сборнике биографий кавалергардов» С.А. Панчулидзева. В фондах Государственного музея А.С. Пушкина находится фототипия с литографированного портрета А.И. Чернышева, исполненного, по предположению Т. Дмитриевой, по оригиналу В.И. Гау. Сам портрет хранится в собрании отдела изобразительных материалов ГИМ, но, к сожалению, из-за утраты полей мы не можем определить авторов этого произведения.
Под литографированным портретом Чернышева, хранящимся в Государственном Эрмитаже, авторы указаны: это литограф Олдерман и художник Ф. Крюгер.
В собрании ГИМ находятся две цветные гравюры пунктиром немецкого художника Адольфа Бeземана, идентичные литографиям Олдермана.
Бeземан родился в Германии, работал сначала в Гамбурге и Бремене, затем по приглашению русского двора приехал в Санкт-Петербург. Прекрасный рисовальщик и литограф, автор ландшафтных работ и камерных портретов, относящихся к 1823-1835 гг.
Нельзя не упомянуть о малой группе конных портретов А.И. Чернышева. В первую очередь, это работы неизвестных граверов первой четверти XIX в.
Гравюры отличаются не только раскраской, но и надписями. К сожалению, в ГИМ отсутствует конный портрет Чернышева работы Карла Людерица, члена Прусской академии художеств. Этот офорт с ручной акварельной раскраской хранится в Государственном Эрмитаже.
Среди конных портретов следует назвать два парадных портрета с изображением князя Чернышева. Первый был исполнен французским портретистом, учеником Л. Давида Луи Летроном в 1815 г., когда тому был сделан заказ на портреты участников Венского конгресса. Позднее с живописного оригинала Летрона была сделана гравюра акватинтой Георгом Кинингером.
Другой портрет, групповой, изображает в центре композиции императора Николая I с наследником цесаревичем, великим князем Михаилом Павловичем и со своими ближайшими подвижниками князьями Паскевичем-Эриванским, Волконским и графами Чернышевым и Бенкендорфом. Подпись под литографией указывает на Крюгера как автора оригинала и на Кауфман как литографа.
Еще один жанр портрета, о котором стоит упомянуть, — карикатура. Акварельный рисунок с изображением военного министра Чернышева и его сподвижников Анненкова и Игнатьева, неподписной. Судя по надписи в рисунке, сюжет относится к событиям 1848 г., был опубликован в «Сборнике кавалергардов».
О чем говорит большое количество портретов князя Чернышева, выполненных в различных техниках? Безусловно, о необычайной популярности портретируемого. По словам современников, они «тысячами являлись… во всех размерах, даже на тканях женских нарядов».