Собираемся в дорогу. Путешествие первое — Блог Исторического музея

Собираемся в дорогу. Путешествие первое

Поездка из пункта А в пункт Б по российским дорогам в XVIII–XIX вв. была предприятием непростым. И дело не только в плохом состоянии дорог и отсутствии комфортных мест для отдыха путешественников, но и в необходимости оформлять для поездки различные бумаги. Представить себе этот процесс нам помогут памятники Исторического музея и произведения русской литературы.

Путешествие первое

Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.

Эта цитата из второй строфы главы I «Евгения Онегина» всем хорошо знакома. Онегин, отправившись из Санкт-Петербурга в имение к умирающему дядюшке, выбрал самый затратный способ передвижения — на почтовых лошадях. C XIII в. в России развивалась ямская служба. Первоначально она предназначалась для перевозки государственной корреспонденции. На расстоянии примерно 40 вёрст друг от друга стояли станции (ямы), которые позднее стали называть почтовыми. На станциях гонец мог получить казённых свежих лошадей и практически без остановки двигаться дальше. Появилась и своеобразная профессия — ямщик. Поставка лошадей и обслуживание перевозок назывались ямской повинностью и возлагались на местное тягловое население. К XIX в. ямской службой пользовались уже и частные лица. Путешествие на почтовых лошадях имело ряд преимуществ: не надо было заботиться об экипаже, искать лошадей, торговаться с ямщиками, думать о месте ночлега (отдыхали, собственно, на почтовой станции, пока меняли лошадей)

Почтовая станция. 1880–1890-е гг.
Почтовая станция. 1880–1890-е гг.
Почтовая бричка у почтовой станции Галицкого тракта. 1911 г.
Почтовая бричка у почтовой станции Галицкого тракта. 1911 г.

Однако у этого способа передвижения были и недостатки.

Во-первых, надо было получить особый документ — подорожную, которую на каждой станции проверял особый чиновник — станционный смотритель. Согласно утверждённым почтовым правилам, губернаторы выдавали подорожные проезжающим частным лицам, если те выезжали из главного города губернии. Если же из уездного, то подорожные выдавались городничими. Чиновнику, путешествующему по служебным делам, подорожную выдавало направившее его «в командировку» ведомство либо вышестоящий начальник. В подорожной указывалось имя и статус по Табели о рангах (от этого зависело количество предоставляемых лошадей), маршрут и обязательное указание, едет ли человек по казённым или своим делам.

Подорожная («пашпорт»), выданная полковому сборщику доходов Ивану [Ивановичу] Балясному с 8-ю казаками для проезда из Гадяча в Глухов. 1750 г.
Подорожная («пашпорт»), выданная полковому сборщику доходов Ивану [Ивановичу] Балясному с 8-ю казаками для проезда из Гадяча в Глухов. 1750 г.
Подорожный билет «без прогонов» на один год. Выдан Ориеевской Уездной Земской управой фельдшерице-акушерке Рудаевой. 24 августа 1915 г.
Подорожный билет «без прогонов» на один год. Выдан Ориеевской Уездной Земской управой фельдшерице-акушерке Рудаевой. 24 августа 1915 г.
Подорожная, выданная киевским гражданским губернатором И. И. Фудуклеем коллежскому асссору Н. В. Гоголю для проезда от Канева до Одессы по собственной надобности. 3 октября 1850 г.
Подорожная, выданная киевским гражданским губернатором И. И. Фудуклеем коллежскому асссору Н. В. Гоголю для проезда от Канева до Одессы по собственной надобности. 3 октября 1850 г.

Второй недостаток — путешественник мог надолго застрять на почтовой станции в ожидании свежих лошадей. Таковыми в первую очередь обеспечивались курьеры со срочными донесениями, особы первых трёх классов по Табели о рангах.

Третий недостаток — постоянная перекладка багажа, поскольку на каждой почтовой станции, чтобы следовать дальше, путешественник должен был пересесть в новый экипаж. Можно было путешествовать в своём экипаже, но на почтовых лошадях. Доехав до нужной станции, вы меняли («перекладывали») только лошадей. Такой способ путешествия назывался «ездить на переменных» или «на перекладных». Последнее выражением до сих пор бытует в нашем языке и означает уже «добираться куда-либо разными видами транспорта». Но и здесь были свои сложности. Количество выдаваемых лошадей  определялось «Расписанием, изданным по высочайшему повелению 6-го июля 1802 года, в какое время и по сколько почтовых лошадей и в какие экипажи запрягать для проезжающих» и зависело от количества пассажиров и объёма багажа.

«Росписание в какое время поскольку почтовых лошадей в упряжке брать проезжающим». Фото из открытых источников.
«Росписание в какое время поскольку почтовых лошадей в упряжке брать проезжающим». Фото из открытых источников.

Главный же недостаток путешествия на почтовых состоял в его дороговизне. Бесплатно пользоваться ямскими лошадьми мог только тот, кто ехал по «казённой надобности», т. е. по служебным делам. Путешествующий по частным делам должен был оплачивать «прогоны», т. е. платить за каждую версту. Стоимость прогона зависела от направления, состояния дороги и составляла от 5 до 10 копеек за версту. Много это или мало? Исследовательница жизни А. С. Пушкина И. Н. Грановская подсчитала, что проезд от Михайловского до Петербурга на почтовой тройке обходился поэту примерно в 120 р. (годовое жалование коллежского секретаря А. С. Пушкина составляло в 700 р. в год) [2].

Поэтому если в дорогу собиралось целое семейство, то выход был один — ехать «на долгих».

К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих…

(Пушкин А. С. Евгений Онегин. Гл.VII, строфа XXXV)

Использованная литература:

  1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. М.,1986.
  2. Грановская И.Н. Вместе с Пушкиным от Царского села до Михайловского. СПб., 1999.