Стул фирмы «Фабрика мебели и бронзы Мюр и Мерилиз»

В 2015 году Исторический музей пополнил свою коллекцию приобретением пары одинаковых стульев из одного гарнитура, выполненных московской фирмой «Фабрика мебели и бронзы Мюр и Мерилиз» в начале ХХ в.

Фабрика мебели и бронзы Мюр и Мерилиз. Стул. Начало ХХ века
Фабрика мебели и бронзы Мюр и Мерилиз. Стул. Начало ХХ века

Каждый стул имеет мягкую спинку  и сиденье, которые обиты зеленой кожей, укрепленной декоративными гвоздями по краям. Эта кожа — результат современной реставрации. Как известно, обивка сохраняется значительно хуже, чем сам предмет и потому за время его «жизни» заменялась неоднократно. Однако этот современный материал не нарушает художественное решение и не влияет на ощущение аутентичности артефакта.

Главное украшение стула —  квадратное резное клеймо с изображением стилизованного изогнутого листа и ягод. Оно контрастно выделяется на фоне лаконичных строгих линий вертикалей ножек, устоев спинки и горизонтали царги.

Стулья выполнены в стиле модерн в начале ХХ века и являются характерным образцом его рационального направления, тяготеющему к нарочитому выделению конструкции в композиции и доминанты утилитарного использования. Благодаря этому качеству подобные предметы получили широкое распространение в жилых интерьерах начала ХХ века.

Товарный знак «Мюръ и Мерилизъ» был зарегистрирован в России в 1857 г. владельцами одноименной оптовой торговой фирмы. В 1855 г. появился собственный магазин в Москве на Театральной площади, который после пожара был перестроен в 1908 г., существует поныне и запоминается стильным готическим обликом.

Шотландские коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз создали один из первых в России магазинов, ориентированных на покупателей среднего класса. Однако по уровню сервиса он не уступал, а, порой, опережал роскошные бутики для состоятельных людей. Так, например, желающим бесплатно рассылались каталоги новой продукции, цены на которые были зафиксированы и не подлежали торгу; появилась возможность обмена и возврата товара, приобретение по почте. Кроме этих новшеств, непосредственно и сам магазин поражал открывшимися возможностями в области обслуживания. Для удобства перемещения по этажам предлагался лифт, существовали темные комнаты для примерки, позволяющие представить приобретаемый костюм при вечернем освещении, справочная и помещение для ожидания.

Магазин был одним из самых популярных в Москве и получил упрощенное название «Мюр»:

«Кроме того, вот тебе восемь рублей и шестнадцать копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи ему хороший ошейник с цепью»

(М.А. Булгаков «Собачье сердце»).

И, конечно, здесь имелся большой мебельный отдел с широким ассортиментом товаров, большая часть которого производилась на собственной фабрике. Кроме того, торговая фирма «Мюр и Мерилиз» покупала высококачественную мебель кустарных мастерских и продавала ее как собственную продукцию.