Ангеловский Александр
Г. Москва
ГБОУ гимназия 1925; класс — 8Г
Диалог эпох
2015 год. Москва. Ночь.
Угловая Арсенальная башня
С моей стороны все чисто. Начнем?
Набатная башня
Тихо все, кажется, машина едет…
Тайницкая башня
Нет, вроде она на Большой Москворецкий мост повернула.
Набатная башня
Да нет, я про другую машину, вон там, справа.
Покровский собор
Вот до чего докатились… Уже в два часа ночи поговорить спокойно нельзя! То ли было раньше…
Царь-колокол
А что было раньше? Меня ведь только в середине восемнадцатого века отлили, я и половины всего не знаю, что вы за свою жизнь повидали!
Покровский собор
Меня построили тогда еще, когда первый Романов не родился. Тогда я тут с башнями болтал чуть ли не всю ночь, ничто не могло нам помешать: тут еще не было этих фонарей, и если даже проедет ночью какая-нибудь повозка, то наш говор вряд ли кто услышит…
Благовещенский собор
Если уж взялись мы рассматривать исторические эпохи, начать, наверное, лучше всего с меня. Меня основали аж в конце четырнадцатого века!
Царская башня
Ну, давай, слушаем тебя!
Благовещенский собор
Так вот, тогда Москва была еще совсем другой. Да и Кремль был белокаменным. В середине пятнадцатого века его реставрировали, а через несколько десятков лет и меня перестроили. В самом начале шестнадцатого века итальянские мастера построили четыре храма и еще один отреставрировали. Именно тогда кремль почти полностью выстроили из обожженного кирпича, его территория значительно выросла, стены были выстроены в форме неправильного треугольника, какими и остаются до сих пор. В 1508 году был вырыт ров, мне его хорошо отсюда видно. В середине шестнадцатого века к колокольне Ивана Великого пристроили Воскресенскую церковь, тогда же меня снова перестроили, а затем… Ох, простите, стар я стал, память подводит.
Покровский собор
А затем в честь завоевания Иваном Грозным Казанского ханства построили меня. Давайте дальше я расскажу. В молодости пережил я смуту. Тяжелое было время. Еще Годунов сносно правил, я сам его почти каждый день видел. А когда пришел тут самозванец и назвал себя царевичем Дмитрием, я сразу его раскусил, ибо не раз видел настоящего Дмитрия. Удивляюсь, как народ ему поверил! Если бы не боялся раскрыть секрет, я бы тогда, наверное, и закричал на всю Москву, что это не он. Слава Богу, народ без меня об этом догадался, жаль, что только через год. Шуйский вообще почти ничего не делал, семибоярщина и того хуже. В 1610-1612 годах Кремль был занят польско-литовским гарнизоном. Я тогда вместе с другими башнями подвывал иногда по ночам, а поляки думали, что это привидения, и пускались бежать куда подальше. А потом, когда ополчение осадило Кремль, этот гарнизон вообще от голода людей ел. Вот 1613 год я никогда не забуду: решили собрать Земский собор. Собралось в Кремле много народа со всей России и голосовали, кому новым царем быть. Проблема заключалась в том, что почти все выбирали марионеток, от которых польза будет не России, а кошелькам избирателей. Ночью мы посовещались и решили…
Спасская башня
Тише, там кто-то в окно посмотрел…Нет, показалось, продолжай.
Покровский собор
Так вот, мы решили, что лучше бы выбрать Михаила Романова. Всю ночь работали: изменяли результаты, переписывали бумаги… Благодаря нам Романова выбрали. А семнадцатый век всем запомнился частыми пожарами. Если б не мы, кремль бы каждые пять лет полностью выгорал. В общем, спасали мы Москву так, как могли: кто поближе к реке, из нее воду зачерпывали и тушили огонь, а если это не помогало, то все дружным хором кукарекали, чирикали и издавали прочие громкие звуки, чтобы горожане проснулись, заметили пожар и подняли тревогу. Только вот в 1701 году такой пожар случился, что и тушить было бесполезно. Те, что были построены из камня, спаслись. А на месте сгоревших зданий возвели Арсенал. Затем вплоть до конца восемнадцатого века создавалось очень много планов тотальной перестройки Кремля, но почти ни один из них не осуществили. В 1812 году Москву захватила армия Наполеона. Историки до сих пор спорят, кто тогда поджег город: русские или французы? А на самом деле это были мы. Было понятно, что при пожаре пострадают меньше зданий, чем при сражении в Кремле двух армий, поэтому мы пошли на этот шаг. Ночью Царь-пушка, которая до этого притворялась и до сих пор притворяется, что не может стрелять, выстрелила пару раз в деревья – и пожар готов. К сожалению, Наполеон оказался хитрее: отступая, он приказал подорвать Кремль. Если бы тогда не пошел дождь, мы все бы взорвались, кроме нескольких башен, взрывчатки которых нам удалось обезвредить. Пострадали только Арсенал, Водовзводная, Петровская и Первая Безымянная, Угловая Арсенальная башни, пристройки к колокольне Ивана Великого, Сенат.
Вторая Безымянная башня
Какие мы на старости лет забывчивые стали… Начали беседу с того, как удобно было раньше говорить, а закончили историей Кремля.
Царь-колокол
Да, в общем-то, и так очень хорошо получилось, спасибо всем, дальше я и сам все знаю. Все тише, а то уже светает.
___________________