24 июня 2015 года, в 70-летнюю годовщину Парада Победы 1945 года, в Исторический музей был передан рисунок французского скульптора Жерара Шоена, изображающий пленных советских солдат.
Жерар Шоен родился в Лилле 12 ноября 1906 года. После учебы в Академии изящных искусств в своем родном городе он поступил в Национальную высшую школу изящных искусств Парижа где стал одним из учеников Ландовски.
Во время Второй Мировой войны Шоен прошел через лагерь военнопленных в Германии, был дважды ранен. Этот период оставил глубокий след в его сознании и повлиял на его решение вернуться к созданию монументальной скульптуры. Он создает множество надгробий (памятники погибшим в Венсане, Л’Эгле, Танне, надгробие адмирала Брюа в Колмаре). В 1945 году он руководил возведением памятника погибшим в концлагерях, расположенного на кладбище Пер-Лашез. В 1962 году он создал мемориал Маутхаузен, посвященный памяти погибших в ссылке испанских республиканцев и второй подобный памятник в Wittelsheim.
Будучи очень религиозным человеком, он выполнил заказ на скульптуры Крестного пути для церкви Святого Людовика в Тулоне, а также статую Иоанна Крестителя для церкви Бельвиль в Париже.
Непревзойденный мастер, он с большим успехом проявил себя и в традиционной скульптуре, что демонстрирует его аллегория Сены, на площади Альмы, благодаря которой он выиграл Гран-при изобразительных искусств города Парижа в 1962 году. Один из созданных им многочисленных бюстов также хранится в Музее современного искусства города Парижа.
Прекрасный рисовальщик, поклонник Донателло и Дюрера, он также создал многочисленные рисунки сангиной, преимущественно посвящая их воспеванию женской красоты.
Лауреату премии Института Франции, администрацией Парижа Шоену было поручено заняться реставрацией фасадов Дворца правосудия, Исправительного суда и Коммерческого суда.
В 1967 году посвящен в рыцари Национального ордена за заслуги, в 1974 году награжден орденом Почетного легиона. Жерар Шоен скончался в 1988 г. в Париже.
Рисунок, изображающий пленных советских солдат передается в дар Государственному историческому музею вдовой скульптора Элен Шоен.
«Господин Директор,
Я была очень тронута вашим предложением по поводу рисунка моего мужа, и с огромной радостью я соглашаюсь передать его в Государственный исторический музей в Москве, мой муж очень желал, чтобы этот рисунок вернулся в Россию, и я вам в этом очень признательна.
Этот набросок был сделан в плену (он длился более 4 лет) в лагере Stalag IX-A во время последней Мировой войны.
Этот исторический источник показывает 2 пленных русских, переносящих одного из своих погибших товарищей.
Он мне часто говорил, как страдали русские пленные, это было бесчеловечно. Их мужество и смелость позволили Франции существовать. Он также вспоминал не о могилах — а о тележках для перемещения погибших русских, и о детях, выходивших из лагеря в дни освобождения, о нахождении которых в лагере французы даже не догадывались, потому что дети не выходили во двор, всё время оставаясь в бараке, чтобы избежать худшего.
Поэтому, он испытывал огромную благодарность по отношению к вашему народу.
Благодаря вам я чувствую облегчение, что смогла исполнить миссию, которая мне была дана, и это большая для меня честь.
С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями,
Н. CHOAIN»
(из письма Элен Шоен директору Государственного исторического музея Алексею Левыкину)