12 октября 2015 года российские музеи провели масштабную твиттер-акцию, приуроченную к юбилею государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. #МА70 — твиттер-акция, приуроченная к 70-летию музея архитектуры им. А.В. Щусева
Мы представляем рассказ о реставрации центральной церкви Покровского собора.
Самая большая и ценная по своим художественным достоинствам церковь Покрова Пресвятой Богородицы является композиционным центром ансамбля собора. Именно она дала название всему храму. В ней проходят торжественные богослужения; через нее пролегает основной маршрут посетителей музея. В связи с этим периодически необходима реставрация ее интерьера. Первые масштабные работы были осуществлены полвека назад. Тогда реставраторы открыли из-под поздних записей храмозданную «летопись», свидетельствующую об освящении храма 12 июля 1561 г., и восстановили первоначальную роспись XVI в. в технике фрески. В то же время, ими были сохранены примеры поздних росписей XVIII и XIX вв. В 1996 г. еще раз были поновлены настенные росписи, реставрировались иконостас и паникадило.
С начала 2000-х гг. была проведена реставрация всех восьми церквей второго яруса собора, за исключением девятой – центральной. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы особенно долго ждала своего часа. В первую очередь нужно было заменить оконные заполнения; тревогу вызывало состояние фресковой росписи в шатре; потемневшие со временем фрагменты масляной росписи также требовали вмешательства специалистов. Наконец, в начале 2015 г. в церкви начались реставрационные работы. Они проводились согласно проекту, разработанному ЦНРПМ, при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и ОАО «Российские железные дороги». Продолжая традиции русских меценатов, руководство ОАО «РЖД» на протяжении многих лет оказывает поддержку Государственному историческому музею, финансируя реставрационные работы выдающегося памятника русского зодчества, знаменитого Покровского собора (Храма Василия Блаженного).
Работы по архитектурной реставрации осуществлялись специалистами ООО «Меандр». Самым трудоемким этапом оказалась установка строительных лесов, так как высота церкви до свода составляет 47,5 м. Замена каждого окна требовала индивидуального подхода, так как в церкви бережно сохраняется размер и форма первоначальных оконных проемов и рисунок переплетов прежних окон.
Работы по удалению загрязнений, укреплению и тонированию настенных красочных слоев осуществлялись бригадой художников-реставраторов Межобластного научно-реставрационного художественного управления, представители которого участвовали во всех предыдущих реставрациях храмовых церквей. Условия работы были крайне сложными: реставраторам несколько раз в день приходилось преодолевать около 20 ярусов строительных лесов и взбираться на высоту более 40 метров. Сложно было работать над росписью свода в барабане церкви: одновременно там мог работать лишь один реставратор. Оконные откосы – также непростые участки работы, так как поместиться в проеме окна можно только в согнутом положении.
Специалисты Государственного исторического музея выполнили необходимый комплекс работ по реставрации напрестольной сени в алтаре церкви, самого высокого храмового иконостаса (11 м) и покрытого серебрением паникадила. В ходе работ были тщательно исследованы буквы храмозданной надписи и впервые установлена форма и точные размеры керамических голосников, скрытых в толще стен.
Вновь открытый для посетителей интерьер церкви предстал в обновленном виде.
Впервые в нем установлена подсветка, позволяющая рассмотреть роспись высокого шатра даже в темное время суток (работы выполнены специалистами ООО «Тасс-Климат»). 13-14 октября 2015 г., в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в церкви пройдет праздничное богослужение, которое возглавит митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Работы, осуществленные в этом году в центральной церкви Покровского собора, явились очередным примером научной реставрации, основная задача которой максимальное сохранение первоначальных архитектурных форм и сложившегося на протяжении столетий интерьера.