«Все выше и выше над головой поднимался тускло светящийся предмет, как вдруг он увидел, что это призрачная рука. Она медленно проплыла над столом, казалось, прикоснулась к Лэгьюну — тот весь задрожал. Потом медленно повернулась и дотронулась до Люишема. Он заскрежетал зубами»
(Г. Дж. Уэллс «Любовь и мистер Льюишем»)
На вопрос «Что такое спиритизм?» не каждый современный человек быстро найдет ответ, а во второй половине XIX столетия в России многие могли легко объяснить это явление. В середине 70-х гг. XIX века в Санкт-Петербурге образовалось сообщество любителей спиритизма (от лат. spiritus «душа, дух»), практики общения с духами умерших, возглавляемое Александром Николаевичем Аксаковым (1832-1903), племянником писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859). А. Н. Аксаков увлекался учениями шведского теолога и мистика Эммануила Сведенборга (1688-1772). Членами сообщества спиритов, основанного А. Н. Аксаковым, были химик Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) и зоолог Николай Петрович Вагнер (1829-1907). Благодаря поклонникам спиритизма в Российской империи в последней трети XIX века стали чрезвычайно модными спиритические сеансы. На таких сеансах все гости рассаживались за круглый стол, положив руки на столешницу и касаясь друг друга мизинцами, а человек, именовавший себя медиумом, обращался с вопросами к духам умерших. Для привлечения внимания общественности к спиритизму с 1881 года стал издаваться специальный журнал «Ребус».

Одни опровергали общение с духами с научной точки зрения, другие пытались уличить медиумов в обмане, обвиняя их в шарлатанстве, третьи верили в спиритизм и пытались решить свои проблемы с помощью подсказок духов. Европа также была очарована спиритизмом. Известный автор детективов сэр Артур Конан Дойль был убежденным сторонником спиритизма, а писатель и публицист Герберт Джордж Уэллс в романе «Любовь и мистер Льюишем» (1900) ярко описывал разоблачение мнимого медиума. Многие русские писатели и ученые XIX столетия относились к спиритическим сеансам критически. Например, знаменитый учёный-химик Д. И. Менделеев инициировал при Санкт-Петербургском университете комиссию по изучению «медиумических явлений» и неоднократно выступал с лекциями по разоблачению спиритизма. Знаменитый русский писатель Л. Н. Толстой высмеивал спиритизм в комедии «Плоды просвещения» (1891). Классик русской литературы Ф. М. Достоевский лично присутствовал на спиритических сеансах, но отзывался о них крайне шутливо. Писатель, тем не менее, был противником научной комиссии по спиритизму, полагая, что именно она сеет раздоры в обществе. После смерти Ф. М. Достоевского в 1881 году зоолог и спирит Н. П. Вагнер загорелся сомнительной идеей материализовать писателя из небытия, но не получил на это согласие его вдовы Анны Григорьевны.

Жаркие публичные споры о спиритизме лишь подогревали интерес широкой публики к этому явлению.
В собрании Исторического музея хранится забавный артефакт, свидетельствующий о всепоглощающей популярности спиритизма в России — серия «Спиритический сеанс без медиума», изданная в 1883 году в Санкт-Петербурге. Эта серия происходит из собрания знаменитого купца-коллекционера Алексея Петровича Бахрушина (1853-1904). Она состоит из нескольких конвертов, внутри которых находится карточка (размером 10×6 см) с печатным силуэтом деятеля культуры или исторической личности, а также подробная инструкция. Заголовки конвертов гласят, что «каждый может призвать привидение» определенной персоны, а также о том, что объяснительная записка с научной стороны разъяснит причины, по которым могут мерещиться привидения.


В качестве «объектов» для привидений предлагаются знаменитые русские поэты и писатели (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. А. Крылов, Ф. М. Достоевский, А. С. Грибоедов, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин), император Александр II, генерал М. Д. Скобелев, историк Н. М. Карамзин, композитор А. С. Даргомыжский. Cилуэты выполнены в стилистике фотонегативов. В центре каждого портрета (в области носа или щек) изображена звездочка для концентрации внимания.


В инструкции под заголовком «Научное объяснение оптического явления» приводятся попытки доказательства того, что привидения — оптический обман, связанный с физиологией глаза и механизмом процесса зрения:
«Это оптическое впечатление вполне разъясняет мнимыя явления спиритов, так как по объяснению всех тех счастливцев, которые воображали узреть какое-либо видение, оно скользило, по их выражению, являлось и исчезало. Будто улетая, не двигаясь ногами»; «каждому читателю будет понятно, что оптическое впечатление получается после продолжительного и внимательного всматривания на прилагаемый рисунок».
Читателю предлагается в течение минуты сосредоточить взгляд на звездочке в центре изображения, а затем перевести взгляд на гладкую поверхность, и тогда каждый увидит изображение персоны с карточки «в обратном цвете». Таким образом, по мнению автора, инструкция должна привести читателя к мысли о том, что приведения не существуют.


Неизвестный автор серии «Спиритический сеанс без медиума» старался развенчать постулаты спиритизма. Возможно, автором предполагалось массовое распространение небольших по размеру конвертиков с карточками и инструкциями для просвещения общественности. Не случайно серия «Спиритический сеанс без медиума» напечатана именно в Санкт-Петербурге — «столице» русского спиритизма. Следует отметить, что цель серии силуэтов — убавить интерес общества к общению с духами не была достигнута. В первой половине XX века спиритизм активно продолжал развиваться как в Российской империи, вспомнить хотя бы «Ивановские среды» в доме с «башней» в Санкт-Петербурге — мистические собрания, проводимые поэтом Вячеславом Ивановым и его супругой Лидией в квартире на Таврической улице, так и в Советском государстве. Одно из тайных домашних заседаний по вызову духов саркастически описал М. А. Булгаков в рассказе «Спиритический сеанс» (1922).
Как относиться к спиритическим сеансам и привидениям каждый решает для себя сам. Тем не менее у читателя может возникнуть вопрос: с какой целью Алексей Петрович Бахрушин приобрел серию «Спиритический сеанс без медиума» для своей коллекции? Конечно, эта серия печатных силуэтов не имеет высокой художественной ценности, но она необычайно интересна с исторической точки зрения. Вероятно, знаменитый московский собиратель приобрел данную (наверняка недорогую) серию как яркую примету времени, свидетельствующую об увлечении общества спиритизмом.
Библиография:
1.Панченко А. А. Русский спиритизм: культурная практика и литературная репрезентация// Русская литература и медицина: тело, предписания, социальная практика/ Под ред. К. Богданова, Ю. Мурашова, Р. Николози. М., 2006. С. 165-173.
2.Раздъяконов В. С. Расцвет и закат «экспериментального спиритизма» в России 80-90-х годов XIX века // Вестник РГГУ, 2010. C. 162-171.
3.Устимов О. В. Достоевский и спиритизм: к постановке проблемы// Отечественная филология. 2023, № 4. С.103-109.